Слишком высок "Порог".("Труд" (Москва).- 11.10.2002.- №183.- c.2)

11 октября 2002

Идея “Единой России” поднять планку для прохождения в Госдуму по партийным спискам с 5 до 12, 5 процента получила почти единодушный отпор со стороны политической элиты страны. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что “нельзя менять закон, исходя из политической конъюнктуры, под конкретную политическую партию или политического деятеля”. При этом он подчеркнул – дает оценку как юрист. По мнению С.Миронова, “эти грабли могут ударить по инициаторам предложения”. Заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков не против, понятно, самого обсуждения идеи о повышении избирательного барьера, однако назвал предложения “Единой России” по существу неприемлемыми.

На взгляд спикера Госдумы Геннадия Селезнева, “странно, что новая партия, которая называет себя демократической, является носителем таких консервативных идей, как переход фактически к однопартийной системе”. Схожую мысль высказал президент Башкирии Муртаза Рахимов: “Не известно, что именно кроется за этой несвоевременной и странной инициативой, но порой возникает впечатление, что кто-то ностальгирует по однопартийной системе”. Правда, при этом он считает, что для обеспечения политической стабильности и согласия в стране и обществе оптимальное число крупных партий – не более 3 – 4. В этой связи фракция ОВР, например, заявила о намерении внести в ближайшее время предложение об увеличении “порога”, но не до 12, 5, а до 7 процентов. Кстати, В.Сурков тоже считает, что барьер может подняться до семипроцентного уровня. Такое, по его словам, возможно, но и то вряд ли в близкой перспективе. “Процесс схода карликовых партий и союзов-однодневок с политической арены должен проходить естественно, – развивая мысль об укрупнении, говорит М. Рахимов. – В демократическом государстве, каким, несомненно, является Россия, его нельзя искусственно стимулировать, да и не к чему – со временем они сами, потеряв сторонников, распадутся”.

Вряд ли такую стратегию изменения “политической конфигурации” одобрит оппозиция, чей рейтинг постоянно витает вокруг критического 5-процентного, однако из тактических соображений она, естественно, тоже выступает против предложения “Единой России”. Заместитель руководителя фракции СПС Борис Надеждин напомнил, что если бы уже в 1995 году действовал 12-процентный барьер, то в Госдуме оказались бы вообще только коммунисты. А лидер фракции “Яблоко” Григорий Явлинский увидел в гипотетическом парламенте, избранном при 12-процентном “пороге”, лишь “партию правящей номенклатуры” и коммунистов. Впрочем, вряд ли это случится при столь дружном отпоре предложению “единороссов”.

Юрий СТРОГАНОВ