Пристяжные и коренник. ("Труд" (Москва).- 11.10.2002.- №183.- c.3)

11 октября 2002

На днях в Санкт-Петербургском государственном горном институте руководитель администрации президента России Александр Волошин и спикер Совета Федерации Сергей Миронов провели встречу с представителями деловых кругов, на которой обсуждался вопрос о государственной политике в области горной, нефте- и газодобычи, а также недропользования.

Ректор Горного института Владимир Литвиненко обратил особое внимание на то, что сырьевой потенциал нашей страны хоть и велик, но пока используется недостаточно эффективно. “Мы недобираем около шести миллиардов долларов только из-за того, что неправильно управляем теми договорами, которые заключает государство с недропользователями. Из нескольких тысяч выданных лицензий хоть как-то работают 20 процентов, и лишь пять процентов работают эффективно”.

Тревожный факт. Вчера вопрос о мерах по совершенствованию лицензирования и контроля в сфере недропользования при добыче углеводородного сырья был вынесен в повестку дня заседания правительства. А в декабре кабинет министров намерен рассмотреть концепцию внутреннего рынка газа, обсудить способы и принципы реализации “голубого топлива” на российском рынке независимыми производителями. “Мы должны дать возможность компаниям добывать газ и реализовывать его без права экспорта”, – пояснил премьер.

Тема эта весьма актуальна, хотя и далеко не нова. Если несколько лет назад руководители крупнейшей нашей газовой компании резко отрицательно относились к возможным конкурентам на внутреннем рынке, не допуская и мысли о том, что кто-то посторонний попытается воспользоваться газпромовской “трубой”, то теперь, похоже, отношение к независимым производителям изменилось. Недавно председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил: “Мы открыты для широкого диалога с любыми независимыми поставщиками углеводородного сырья. Газпром будет договариваться со своими партнерами на взаимовыгодных условиях”.

Об этом же говорил и председатель совета директоров, первый заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации Дмитрий Медведев: “Я не вижу ничего страшного в том, что другие компании устремляются в газовый бизнес. Газпром должен приспосабливаться к новым реалиям”.

Можно назвать ряд успешных переговоров, которые в последнее время провели деловые партнеры. Так, договоренность о сотрудничестве между Газпромом и ЛУКОЙЛОМ, достигнутая в конце августа, начинает воплощаться в конкретный проект – подписано соглашение о совместном освоении одного из перспективных нефтегазовых месторождений на шельфе Каспия – геологической структуры Центральная. В сентябре руководители Газпрома и “Сургутнефтегаза” обсуждали возможности совместной работы в Уренгое и Сургуте.

Разумеется, газовый бизнес отнюдь не бесконфликтен. Однако объективная реальность побуждает деловых партнеров преодолевать противоречия, искать взаимоприемлемые решения.

Пока вклад независимых производителей газа в общероссийскую топливно-энергетическую копилку относительно невелик – где-то в пределах десяти процентов, однако потенциальные их возможности достаточно весомы. Вот, к примеру, компания Нортгаз в марте нынешнего года вышла на первый миллиард кубометров добычи газа на Северо-Уренгойском газоконденсатном месторождении. Для добычи второго миллиарда понадобилось всего три месяца. Вскоре был взят и третий миллиард. Очень высокие темпы, если учесть, что компания молода – ей всего два с половиной года и начинала она, можно сказать, с нуля. По словам главы Нортгаза Фархада Ахмедова, в этом году планируется добыть до 4, 5 миллиарда кубометров “голубого топлива” и миллион тонн конденсата, а в 2003-м – до 5, 3 миллиарда кубов газа и 1, 1 миллиона тонн конденсата.

Заметим, что Нортгаз, как и другие российские независимые производители, осваивает газовые “неудобья” – весьма трудные для добычи площади. Северо-Уренгойское газоконденсатное месторождение считается уникальным по сложности горно-геологического строения. Его 45 пластовых неокомских залежей находятся на глубине более трех тысяч метров, что существенно увеличивает затраты, необходимые для извлечения запасов. Тем не менее сравнительно небольшое предприятие, используя высокие технологии и преимущественно отечественное оборудование, сумело в кратчайшие сроки выйти на плановый уровень добычи, построить основные объекты производственного комплекса и современную инфраструктуру.

Здесь полагают, что для дальнейшего развития газовой отрасли необходимо либерализовать внутренние цены на газ и обеспечить равные условия доступа к транспортной сети. Если в соответствии с правилами ЕС исключить правовой монополизм на газотранспортные сети и обязать владельцев газопроводов раскрывать информацию по прокачке газа, тогда для производителей будут созданы конкурентные условия, и они получат возможность корректно оценивать инвестиционные риски.

На российский газовый рынок готовы выйти и другие небольшие добывающие предприятия, такие, скажем, как “Пурнефтегазгеология”, “Сибнефтегаз”, “Саханефтегаз”, “Норильскгазпром”, “Иртышнефтегаз”, “Арктикгаз”. Их путь в газовый бизнес отнюдь не усыпан розами. Как сетовал на парламентских слушаниях председатель Союза независимых производителей газа Виктор Баранов, одно дело добыть газ и совсем другое – пробиться с ним в Единую систему газоснабжения. Дескать, дело это практически безнадежное, монополист не пускает в свою “трубу”.

Руководители Газпрома с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Заместитель председателя правления крупнейшей российской компании Александр Ананенков поясняет:

– Действительно, в последние годы наблюдалось значительное сокращение объемов добычи по Газпрому. Сегодня на его долю приходится порядка 88 процентов добываемого в России газа. Остальное – за счет других недропользователей, независимых газовых и нефтяных компаний. Но рост добычи на месторождениях, разрабатываемых независимыми производителями, не компенсирует падение добычи по Газпрому.

Причина этой проблемы вовсе не в отсутствии для наших независимых коллег возможности подачи их газа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России, как они пытаются представить. Сейчас недискриминационные условия доступа к свободным мощностям магистральных и распределительных газопроводов созданы практически для всех производителей “голубого топлива”. Вместе с тем нельзя не учитывать того факта, что открытость доступа к газотранспортным сетям имеет естественные ограничения, связанные с пропускной способностью газопроводов, технологическими режимами, правилами безопасности.

Мы признаем, что независимые организации могут создать на внутреннем рынке газа конкурентную среду, поскольку уже владеют лицензиями примерно на 30 процентов запасов газа, хотя поставляют его на рынок пока не более 10 процентов. Это и понятно: реализация “голубого топлива” внутри страны до сих пор убыточна и не обеспечивает даже простого воспроизводства. Поэтому для формирования здоровых, устойчивых рыночных отношений необходимо на государственном уровне утвердить четкий принцип баланса интересов потребителя и производителя.

Переход к полноценному конкурентному рынку газа должен быть не поспешным, а плавным, тщательно продуманным. В подготовительный период предстоит создать условия для роста объемов добычи как для Газпрома, так и для независимых производителей, отрегулировать рыночные механизмы взаимодействия участников газового бизнеса.

По мере увеличения объемов добычи газа независимыми производителями и с учетом нехватки мощностей ЕСГ потребуется строительство новых газотранспортных систем и реконструкция действующих. Здесь тоже придется продумать стимулы, подвигающие независимых производителей финансировать строительство собственных систем и сетей…

Заместитель председателя правления Газпрома Александр Рязанов, выступивший еще в начале нынешнего года с инициативой создать в России газовую биржу, считает, что уже в 2003 году можно на этой бирже продать пять процентов от общего объема добытого “голубого топлива”. Это примерно 25 миллиардов кубометров.

– Мы хотим, – говорит А. Рязанов, – чтобы биржа была достаточно независимой. Поэтому к участию в ее создании приглашаем всех: и независимых производителей газа, и нефтяные компании, которые также добывают газ…

В Газпроме полагают, что независимые производители на начальном этапе развития рынка газа могут использовать мощности региональных транспортных систем или ЕСГ.

Проект концепции российского рынка газа подготовлен и ждет обсуждения на правительственном уровне. Предусмотрено уже в ближайшее время начать эксперимент по организации биржевой торговли на паритетных условиях частью газа Газпрома и независимых производителей в объемах, которые не учитываются общим балансом газа по стране.

Итак, если Газпром, с учетом освоения крупнейшего Заполярного месторождения, ставит задачу держать годовой уровень добычи в пределах 530 миллиардов кубометров, то в целом по России, как утверждают авторитетные эксперты, есть реальная возможность выйти на 650 миллиардов кубометров к 2010 году и до 700 миллиардов кубов – в 2020 году.

Разумеется, Газпром остается коренником в газовой упряжке. Но весьма существенную помощь ему могут и должны оказывать (продолжая это образное сравнение) пристяжные – новые, независимые производители российского газа.

Геннадий ЯСТРЕБЦОВ