Ведомство Ливанова продолжает штамповать недоучек по западному образцу

24 марта 2016

В Правительство РФ передан подготовленный специальной рабочей группой проект Концепции преподавания русского языка и литературы. Концепция должна стать ориентиром для обучения двум важнейшим предметам, основой для новых учебников, то есть документ крайне важен. Счёл нужным с ним ознакомиться.

В проекте достаточно подробно обозначены существующие проблемы. Авторы признают, если говорить простым языком, что при нынешней системе обучения школьники всё меньше читают, всё хуже понимают тексты, и даже выпускники плохо владеют языком и речью. Указывается (достаточно дипломатично) на такую пагубную вещь, как объединение литературы и русского языка в один предмет в старших классах. А также на то, что обучение этому предмету зачастую подменяется “натаскиванием” на ЕГЭ.

Но если проблемы обозначены хотя бы пунктиром, то конкретных рецептов их решения в Концепции практически нет. Единственное, о чём чётко говорят авторы, – необходимость разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровень. Уже был такой эксперимент с математикой, и мы видим, к чему это привело.

В документе не упоминается главная на сегодня проблема нашего образования – некомпетентность тех, кто им управляет. Нет действенных и чётких рекомендаций: давайте вернёмся к раздельному углублённому изучению предметов, к прежней системе экзаменов. Давайте хотя бы возвратим обязательный экзамен по литературе, с устной частью и сочинением.

Вместо этого замминистра образования Наталья Третьяк комментирует суть важнейшего документа: усилить роль практического, “бытового” владения языком. И этот примитивизм очень хорошо отображает политику ведомства г-на Ливанова. Зачем мучить детей сочинениями и диктантами, учить их читать и понимать классику, которая якобы становится для них архаичной? Научим их говорить даже не на литературном, а на бытовом языке – и хватит! А зачем вообще тогда школа?

Очень жаль, что авторы Концепции даже в малой степени не решились выйти за рамки той системы, которая штампует недоучек по западному образцу. Очевидно, что до отставки министра Ливанова и его команды ожидать каких-то кардинальных перемен к лучшему, действительно, не стоит.