18 сентября 2002
Вчера в Иркутске под эгидой Совета Федерации начал свою работу II Байкальский экономический форум (БЭФ). В нем принимают участие более двух тысяч делегатов из 35 зарубежных стран и 33 регионов России. На форум прибыли около ста членов Совета Федерации во главе с председателем верхней палаты парламента Сергеем МИРОНОВЫМ.
БЭФ родился в недрах Санкт-Петербургского экономического форума как продолжение его идей применительно к Сибири и Дальнему Востоку. Его основная цель – формирование взвешенного государственного подхода к развитию этих регионов.
Напомним, что на первом форуме основное внимание было уделено организации и функционированию на территории северных регионов транспортных коридоров. Тогда большую заинтересованность в этом вопросе проявили японские участники форума. Они активно обсуждали идею строительства прямого железнодорожного тоннеля из Японии в Англию по территории России.
Конкретным же результатом БЭФа стали договоренности о сооружении железнодорожного пути по Корейскому полуострову для прямого сообщения из Республики Корея через КНДР по Транссибу в Европу. Кроме того, активно идет строительство автомобильной дороги “Амур” на Дальнем Востоке. Готовятся технико-экономические обоснования по сооружению в этом транспортном коридоре нефте- и газопроводов, линий электропередачи. И, наконец, по Транссибу пошли контейнерные перевозки в Европу и обратно.
Один из основных девизов второго форума – “Бизнес и здоровье нации” – дает возможность обсудить проблему социальной ответственности предпринимательских кругов. Может быть, поэтому на нем так широко представлена деловая элита страны.
Работа форума началась с оглашения приветствия его участникам Президента страны Владимира Путина. Неожиданным и приятным сюрпризом было телеприветствие делегатам БЭФа от участников Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР).
Открыл форум спикер Совета Федерации Сергей МИРОНОВ, отметивший, что высокий уровень представительства лишний раз подтверждает авторитет нынешнего Байкальского форума, успевшего стать важной составной частью деловой, политической и научной жизни России. Он заметил, что в этом году программа форума расширена. Наряду с вопросами социально-экономического развития территорий, обсуждения крупных энергетических, транспортных и других инвестиционных проектов и проблем в программе БЭФа усилены гуманитарные и экологические составляющие. Председатель верхней палаты выразил уверенность, что решения форума помогут найти государственные и экономические механизмы, которые укрепят традиционно важное место России в достижении глобального экологического равновесия и в программе человеческого развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в целом в мировой экономике, научно-технической сфере и культуре.
Затем на пленарном заседании выступили его участники. От сырья к производству продукции
Вопросы устойчивого развития региона в XXI веке затронул в своем выступлении представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид ДРАЧЕВСКИЙ.
– Потребовалось около полутора лет, чтобы выработать новые подходы к решению проблем региона, – отметил он. – В результате подготовлена и утверждена правительством Российской Федерации Стратегия экономического развития Сибири. Предусмотренные в ней меры позволят переломить наметившиеся негативные тенденции и выйти на устойчивый экономический рост, опережающий среднемировые темпы.
По мнению полпреда Президента России, необходимо переходить от сырьевой направленности к производству полуфабрикатов и готовой продукции. При этом экономический потенциал Сибири возрастет в три с лишним раза. Это позволит не только полностью удовлетворить внутренние потребности всей страны, но и активно выйти на мировой рынок.
Вместе с тем необходимо крепить хозяйственные взаимосвязи Сибири с европейской частью России и ее Дальним Востоком, создавать предпосылки торгово-экономического взаимодействия всей страны с другими государствами.
Отправными точками роста экономического потенциала Сибири являются минерально-сырьевой комплекс региона, его научно-технологический потенциал, геополитическое положение в стране и мире, а также претворение в жизнь не на словах, а на деле мощного внутреннего потенциала этого огромного края.
Как повысить нашу конкурентоспособность
О макроэкономической ситуации в России говорил в своем выступлении министр промышленности, науки и технологий Илья КЛЕБАНОВ.
По его словам, главной особенностью макроэкономического процесса является то, что в нынешнем году удалось сохранить экономический рост, причем благодаря внутреннему спросу. В первом полугодии темп роста ВВП по сравнению с прошлым годом составил 104 процента.
– Современное состояние российской экономики позволяет надеяться, что к концу года будет достигнут высокий уровень макроэкономических показателей, но они будут ниже, чем в 2001 году, – сказал Илья Клебанов.
Говоря о проблемах экономики Сибири и Дальнего Востока, он отметил низкую конкурентоспособность ее продукции из-за высоких транспортных расходов и энерготарифов. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо увеличить энергоэффективность региона, развивать транспортную сеть. Причем определяющее значение имеет Транссиб. Важен также Северный трансполярный воздушный коридор.
Традиционным ресурсом для развития региона, конечно же, остается минерально-сырьевая база. По словам Ильи Клебанова, в настоящее время идет работа по усовершенствованию правовой базы использования богатств недр России.
В конце выступления министр выделил основные приоритеты отношений между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это прежде всего сотрудничество в области сохранения и использования морских биоресурсов, совместная добыча, переработка и транспортировка нефти и газа в страны АТР, реализация ряда совместных проектов, среди которых и строительство энергомоста в Китай.
По воде, земле и воздуху
Министр транспорта Российской Федерации Сергей ФРАНК проинформировал участников форума о политике государственного протекционизма в отношении транспортной отрасли Сибири. Прежде всего это касается тарифной политики.
“Тарифы в России должны быть не только для бизнеса, но и для государства”, – процитировал он в своем выступлении выдающегося государственного деятеля России Сергея Витте.
Реализация ряда транспортных проектов привела к заметному росту привлекательности транспортных проектов России. В прошлом году прирост инвестиций в эту сферу составил 22 процента против десяти в предыдущие годы. Но механизм привлечения негосударственных инвестиций в транспортный сектор экономики требует дальнейшего усовершенствования.
– Транзитные возможности Сибири не ограничиваются Транссибом, – отметил он. – Нельзя забывать о морских портах и трансполярном воздушном коридоре.
Важнейшим направлением является развитие автотранспорта и грузовых автоперевозок. Уже к 2010 году в стране вдвое увеличится количество автомобилей, и для Сибири шоссейные перевозки будут иметь большое значение. Сейчас ведется строительство автодороги Чита – Хабаровск, и в 2004 году будет открыт сквозной проезд по этой трассе, в перспективе реализация и других проектов.
Непреходящее значение для Зауралья и всей страны имеет Северный морской путь. Отрадно, что в прошлом году объем перевозок увеличился на 11 процентов. Но это только начало возрождения этой морской магистрали.
Вся надежда на ипотеку
Темы ипотечного кредитования и развития жилищного строительства были в центре внимания доклада председателя Госстроя России Анвара ШАМУЗАФАРОВА.
Более 90 процентов россиян сегодня нуждаются в улучшении жилищных условий, сообщил участникам форума безрадостные цифры Анвар Шамузафаров. При этом если в 1988 году ввод жилья составлял 72 миллиона квадратных метров, то сегодня – лишь 31 миллион. При этом строительный комплекс страны обеспечивает только полтора процента россиян, нуждающихся в нем.
– В этих условиях велика роль ипотечного жилищного кредитования, – считает председатель Госстроя.
По его словам, неплохой опыт в этом вопросе имеется в Иркутской, Оренбургской и Самарской областях. Так, только в Иркутской области претендентами на получение ипотечного кредита являются 4,5 тысячи семей. Однако чаще всего ипотечные кредиты получает наименее активная часть населения, так называемые очередники. По мнению Анвара Шамузафарова, это является одним из существенных недостатков системы.
Основными игроками на этом рынке выступают инвестиционные и пенсионные фонды. Законодательство позволяет им покупать ипотечные облигации, и таким образом они вкладывают деньги в надежные бумаги.
Анвар Шамузафаров сообщил, что в ближайшее время должна быть подготовлена нормативно-правовая база ипотечного кредитования.
Говоря о рынке строительных материалов, он отметил, что отечественные производители успешно конкурируют с зарубежными. Более того, прогнозируется рост объектов производства стройматериалов.
Государство и бизнес в ответе перед обществом
– Байкальский регион является территорией с уникальными предпосылками для устойчивого экономического развития, – сказал в своем докладе губернатор Иркутской области Борис ГОВОРИН. – Одним из главных условий для этого является наличие запасов природных ресурсов. Мы считаем, что в рамках развития региона необходимо учитывать социальную направленность – ликвидацию социального диспаритета, сохранение природно-ресурсного потенциала Байкала, а также специфику территории в рамках реализации госпрограмм, территориальные различия регионов по природно-экологическим критериям. Кроме того, использование природных ресурсов необходимо развивать на межрегиональной основе.
Он подчеркнул, что успешному развитию области мешает ряд проблем. В частности, снижение разведанных запасов полезных ископаемых, недостаточный уровень глубокой переработки сырья, недоразвитие инфраструктуры.
– Мы рассматриваем несколько перспективных проектов, которые позволят увеличить темпы развития региона, – подчеркнул он. – В том числе и развитие туризма и малого бизнеса.
Союз науки и промышленности
– Взаимодействие науки и промышленности должно стать важнейшей задачей и механизмом реализации стратегии развития Сибири, – подчеркнул вице-президент Российской академии наук, председатель президиума Сибирского отделения РАН Николай ДОБРЕЦОВ.
Особенно важна научно-техническая кооперация России и других стран в области транспортировки энергоносителей и освоения месторождений. И в этом есть положительные примеры взаимодействия нашей страны со странами АТР. Союз науки и промышленности уже через два-три года обеспечит объем выпуска наукоемкой продукции в России в объеме одного миллиарда долларов.
Но есть и проблемы. Остаются нерешенными задачи закрепления молодежи в науке, подготовки квалифицированных кадров, ощущается отсутствие национальной инновационной программы.
***
Параллельно с пленарным заседанием в пресс-центре форума проходят многочисленные пресс-конференции. Второй день БЭФа его участники проведут за двадцатью “круглыми столами”, на которых будут обсуждаться проблемы перспектив экономического развития и сотрудничества стран АТР, приоритеты государственной социально-экономической политики в регионе, правовые механизмы развития экономики Сибири и Дальнего Востока, а также международно-правовые аспекты экономической интеграции в условиях глобализации.
Александр ВИТКОВСКИЙ, Александр ШАРОВ, специальные корреспонденты “Парламентской газеты”, Иркутск.