9 сентября 2002
В субботу председатель Совета федерации Сергей Миронов провел в Калининграде выездное совместное совещание трех комитетов верхней палаты российского парламента. На нем было решено, что закон о Калининградской особой экономической зоне следует изменить, а в следующем году деловая жизнь в анклаве будет регулироваться новой редакцией Таможенного кодекса. Председатель СФ пообещал сохранить льготы Калининградской области.
Сергей Миронов прилетел в Калининград рано утром в субботу и уже в аэропорту Храброво заявил журналистам, что “Россия готова пойти на любые технические требования ЕС и Литвы для обеспечения безопасности транзита граждан России в Калининградскую область”. Затем он сделал важную оговорку о том, что речь все-таки идет о безвизовом транзите, на котором Россия будет продолжать настаивать. Отвечая на вопрос корреспондента “Ъ” о невнятной позиции Евросоюза в дискуссии с Россией по этому вопросу, глава верхней палаты парламента заявил: “Глухая Европа все-таки слушает Россию, но пока не готова дать ответ на последние российские предложения по разрешению проблемы Калининграда”.
Значительная часть визита была посвящена встречам с общественностью. Сначала с учащимися Калининградского государственного университета. Встреча получилась живой. Вход Сергея Миронова в зал КГУ сопровождался овацией и свистом заждавшейся молодежи. “Я люблю студентов”, – попытался выразить свою радость от встречи с молодым поколением спикер СФ. Эта фраза вызвала смешки в зале. После паузы оратор добавил: “И студенток тоже”. Часть первокурсниц покраснела. Затем последовало выступление высокого гостя – он рассказывал главным образом о встречах с зарубежными коллегами.
Оживление возникло во время ответов на вопросы, касавшиеся отношений Евросоюза и России. Столичный гость, в частности, заявил, что Калининград “не поменяет свое название на Кенигсберг ни при каких обстоятельствах. Этот город был и остается российским”. На вопрос “А вы хотите, чтобы город сменил название?” зал дружно ответил “нет”. Интересно, однако, что местные программисты используют для обозначения места жительства сленговое слово “Кениг” чаще, чем официальное “Калининград”, горожане, в том числе и студенты, пьют пиво “Кенигсберг”, а московские гости ездили по городу и области в автобусе с громадными буквами “Кеnig-авто” на борту.
После часового обеда господин Миронов направился в областную думу. Местные депутаты прибыли на встречу в полном составе. Однако начало встречи клеилось плохо: рассказ о работе СФ в новом формате не очень интересовал собравшихся. Ситуация оживилась, когда он вручил председателю областной думы Владимиру Никитину удостоверение, дающее право свободного прохода в здание верхней палаты. “Спасибо, я буду теперь чаще вспоминать о СФ”, – поблагодарил господин Никитин. “Я надеюсь, что вы будете чаще у нас бывать”, – уточнил господин Миронов.
О представителе обладминистрации в СФ Валерии Устюгове, который недавно подал в отставку в знак протеста против политики Москвы в отношении калининградской проблемы, не было сказано ни слова. Чуть позже, отвечая на вопрос “Ъ”, глава палаты заявил: “Мне непонятны мотивы его заявления о сложении с себя полномочий. Вызывает удивление, что он подал в отставку в момент, когда активизировалась вся ситуация вокруг Калининградской области и когда СФ активнейшим образом принимает участие в рассмотрении этих вопросов”. И обвинил господина Устюгова в попытке срыва конференции Ассоциации стран Балтийского моря, которая должна пройти в Санкт-Петербурге. Ответственным за ее организацию и проведение был господин Устюгов. “Сейчас нам приходится перестраиваться на марше, но ситуация с Устюговым придет к стандартному итогу: отряд не заметил потери бойца”, – пообещал господин Миронов.
К середине дня все переехали в большой зал администрации области, где состоялось ключевое мероприятие – совместное заседание трех комитетов СФ. Потом статус мероприятия был понижен, и в итоговом документе заседание переименовали в совещание. На нем Сергей Миронов отметил, что закон о Калининградской области как особой экономической зоне устарел и его надо модернизировать. А неприятные вещи он предоставил сказать собравшимся председателю комитета по экономической политике Оганесу Оганесяну, который заявил, “что говорить о законе об особой экономзоне Калининградской области сейчас бессмысленно, так как не существует рамочного закона об особых экономических зонах в РФ”.
В результате собравшиеся высказались за внесение поправок в новую редакцию Таможенного кодекса о сохранении льгот Калининградской области, без которых экономика этого региона просто рухнет. В итоговом документе также зафиксировано, что Совет федерации попытается вернуть часть урезанного финансирования федеральной целевой программы развития Калининградской области: согласно проекту федерального бюджета на 2003 год, средства на реализацию этой программы планируется сократить на 50%.
ВЛАДИМИР ЖУКОВ, Калининград