5 сентября 2002
Россия и Евросоюз нашли техническое решение проблемы Калининградской области в связи с предстоящим вступлением в ЕС Польши и Литвы. Оно состоит в том, что на поездах калининградского направления будет введена “авиационная” система контроля пассажиров, а им самим, кроме билетов, будут выдавать еще и специальные “ваучеры”.
О том, что решение проблемы найдено, официальные лица России и ЕС пока молчат. Так, на совместной пресс-конференции с президентом Германии Йоханнесом Рау Владимир Путин ни словом об этом не обмолвился. Он лишь заявил, что решить проблему Калининграда можно таким путем, чтобы “абсолютно не нарушить Шенгенскую зону, европейское пространство”. Молчат и официальные лица ЕС. Между тем из утечек, появившихся в западных СМИ, следует, что именно по пути “ваучеризации” пойдут дальнейшие переговоры о безвизовом режиме въезда и выезда россиян из Калининградской области.
По имеющейся у “Газеты.Ru” информации, в поддержку такого решения проблемы уже выступили Польша и Литва.
Инициатива, по нашим данным, исходила от российской стороны. В конце прошлой недели в Польшу ездил спикер СФ Сергей Миронов. Именно он и передал Александру Квасьневскому новые предложения Москвы. По окончании визита Миронов в частном разговоре признался журналистам, что его “тайная миссия” увенчалась полным успехом и “все технические детали решения проблемы Калининграда согласованы”. От уточнения подробностей спикер уклонился, заявив лишь, что все подробности станут известны через неделю-другую из утечек в западные СМИ. Так оно и произошло.
Сыграл свою специфическую роль в склонении европейцев к компромиссу и Дмитрий Рогозин, спецпредставитель Президента по калининградской проблеме, из-за действий которого недавно подал в отставку представитель администрации Калининградской области в СФ Валерий Устюгов. Заявления Рогозина с угрозами об отказе Москвы идти на какие-либо компромиссы, а также о намерении добиваться любыми средствами свободного для россиян въезда и выезда из Калининграда произвели впечатление на европейских чиновников (кстати, сегодня спецпредставитель Президента выдал новую порцию резких заявлений, сказав о возможном срыве саммита Россия-ЕС, который должен состояться в ноябре в Копенгагене).
Каково же это “техническое решение”, о котором заговорили в Европе? Дело в том, что проблема безвизового проезда в Калининград и обратно существует только для пассажиров поездов – самолеты и паромы минуют территорию Польши и Литвы, и их пассажиры не нуждаются в визах. Контролировать же тех, кто предпочел добираться до Калининграда по земле, решено с помощью опробованной и хорошо зарекомендовавшей себя системы, действующей в аэропортах. Иными словами, пассажирам поездов калининградского направления заранее будут оформляться специальные билеты (возможно, с особыми “ваучерами”-вкладышами), они будут также регистрироваться “на рейс”, а списки отбывающих будут немедленно сообщаться в МВД “транзитных стран”.
Для получения такого билета-“ваучера” потребуется, безусловно, российский паспорт. Точнее – новый российский паспорт, который еще не получила добрая половина россиян.
Но, несмотря на это, такая схема выгодна не только российским властям, которые исполняют данное народу слово о безвизовом режиме поездок в один из субъектов Российской Федерации. Этот режим выгоден и руководству ЕС: так как для россиян продвижение на Запад Калининградской областью и заканчивается – визы еэсовской или шенгенской у них не будет. Выгодна такая схема властям Литвы и Польши: обе эти страны были крайне заинтересованы в либерализации визового режима с Россией, так как, в противном случае, они понесут серьезные экономические потери.
Этот вариант еще и крайне эстетичен: у властей Польши и Литвы нет необходимости создавать какие-то специальные “эшелоны” на территории Польши и Литвы, по которым бы двигались “опломбированные” российские поезда… Словом, вариант хороший, осталось дождаться его официального одобрения со стороны Брюсселя и последующей реализации.