28 августа 2002
Визовая проблема, с которой вскоре могут столкнуться жители Калининградской области и россияне, намеревающиеся посетить этот эксклав, станет доминирующей темой на переговорах с руководством Польши. Рогозин, которому поручено курировать этот вопрос, может рассчитывать на то, что еще до его приезда сенаторы сумеют добиться если не прорыва, то хотя бы каких-либо положительных сдвигов в позиции польских коллег. И если такая тактика окажется успешной, ее, возможно, стоит повторить в сентябре, когда состоится наконец встреча Рогозина с президентом Литвы – другого государства, отделяющего остальную территорию России от ее самого западного региона.
Возможно, Сергею Миронову будет предоставлена определенная свобода действий. В отличие от спецпредставителя президента РФ, которого связывает по рукам и ногам официальная позиция Кремля, спикер верхней палаты вправе обсуждать любые варианты смягчения режима транзитного проезда россиян по польской земле. Известно, что стремящиеся вступить в Евросоюз государства пока категорически не согласны с безвизовым транзитом, тем более по какому-либо специальному коридору. Как заявил корреспонденту “Времени МН” маршал сената Польши Лонгин Пастусяк, “мы готовы предоставлять визы по упрощенной схеме, причем всем желающим, если, конечно, речь не идет о том, что посетить Калининград одновременно захотят все граждане России”. Польская сторона, по его словам, готова обеспечить выдачу виз примерно 5 миллионам россиян в год, причем при необходимости оборудовать специальные консульские посты на границе, чтобы для жителям близлежащих населенных пунктов не приходилось делать большой крюк для получения заветного документа.
Хотя визовый режим чреват экономическими потерями, причем не только для россиян, но и для поляков, делать иные поблажки Варшава не готова, так как постоянно оглядывается на руководство ЕС. А с ним надо договариваться уже непосредственно главе нашего государства. Только Владимир Путин может указать на дискриминационные меры в отношении россиян, тогда как граждане ряда развивающихся стран уже имеют право безвизового въезда в страны ЕС.
Когда же на это указывает Рогозин, славящийся своими весьма жесткими формулировками, реакция Запада оказывается негативной.
Стоило спецпредставителю президента назвать “железобетонной и глухой” позицию ЕС по калининградской проблеме, как западные журналисты с подачи финской газеты Helsingin Sanomat тут же обвинили Рогозина в “политической неуклюжести”. А другое его заявление – о том, что “Литва и Польша занимаются “футболом”, отсылая нас к ЕС, которому они передали право решения визового вопроса, и в то же время просят, чтобы мы на переговорах с ЕС не забыли об их интересах” – явно не будет способствовать переговорам Рогозина в Варшаве. Поэтому основная надежда Москвы на достижение компромисса сегодня связывается именно со способным к нестандартным ходам Мироновым, нежели с предпочитающим довольно прямолинейную дипломатию Рогозиным.
Константин КАТАНЯН.