27 августа 2002
Если бы меня спросили о ключевом моменте трехдневного официального визита Сергея Миронова в Украину, я бы, очевидно, назвал даже не теплую встречу с президентом Украины Леонидом Кучмой, деловую беседу с премьер-министром Анатолием Кинахом и постоянное дружеское общение со спикером Верховной Рады Владимиром Литвиным или участие в праздновании Дня независимости Украины, а откровенный разговор за чашкой чая с генеральным конструктором авиационного научно-технического комплекса “Антонов”, одним из крупнейших в мире авторитетов в области самолетостроения, лауреатом бесчисленных премий и кавалером множества наград Петром Балабуевым, который без обиняков сказал высоким гостям с украинской и российской стороны:
– Мы работаем, а вы нам мешаете. Напридумывали таких законов, что винт для нашего самолета, потерпевшего аварию в России, приходится по воздуху везти семь дней. Полета, представьте, считанные часы, а все остальное время – это оформление бумаг и преодоление таможен. Семь дней томилась от безделья бригада из 70 высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов. Теряли время там, где дорог каждый час.
Или еще фактик: я не могу принять участие в тендере на создание лучшего самолета, объявленного в России, поскольку являюсь гражданином Украины. Я даже президенту Кучме говорил, что, наверное, стану российским гражданином. Он лишь в ответ смеется, мол, уезжать же не собираешься? Словом, сами подрезаем себе крылья.
Спикер верхней палаты российского парламента сразу предложил выход: как только Украина вступит в Евроазиатский союз, все таможни сразу рухнут.
– Я – за! – тут же откликнулся генеральный конструктор, сотрудничающий сразу с несколькими российскими авиазаводами.
Любопытно, что хотя собеседники никогда и не встречались ранее, их пути уже пересекались. Ведь Сергей Миронов служил в десантных войсках и все свои 25 прыжков с парашютом совершил с безотказных работяг “Анов” – одних из самых надежных в мире транспортных самолетов, в создании которых немалая доля труда Петра Балабуева.
Но, разумеется, не все в Украине настроены так же, как генеральный конструктор. На встрече с лидерами парламентских фракций в Верховной Раде звучали и другие речи. Так, бывший министр иностранных дел Украины, лидер Народного руха, входящего в блок “Наша Украина”, Геннадий Удовенко почти десять минут своего выступления посвятил перечислению претензий к России, состоящих из “джентльменского набора” украинского националиста.
Он, к примеру, считает, что вступление в Евроазиатский союз якобы помешает вхождению Украины в Европейский союз. Возмущает его и недовольство российской общественности попытками признать воюющей стороной украинскую повстанческую армию, или просто бандеровцев, прислуживавших фашистам. Это экс-министр иностранных дел считает сугубо внутренним делом Украины.
К счастью, Сергей Миронов мог убедиться, что и в парламенте, и в правительстве, и в окружении президента людей, настроенных по отношению к России позитивно, гораздо больше. Во время короткой пресс-конференции в кабинете министров Украины, отвечая на вопрос вашего корреспондента, он сказал:
– Все встречи и переговоры носили исключительно конструктивный характер. Мы обозначили позиции друг друга, привели свои аргументы. Во многих вопросах пришли к согласию. Но главное, еще раз убедились: нет таких проблем, которые бы не могли обсуждать, а значит, и решать. Любых проблем – правовых, экономических, гуманитарных.
Круг этих вопросов обозначен в совместном со спикером Верховной Рады Украины Владимиром Литвиным заявлении по итогам официального визита в Украину Председателя Совета Федерации Сергея Миронова. В нем констатируется, что углубление российско-украинских добрососедских отношений является принципиально важным для двух государств и их народов. Причем особое значение имеют торгово-экономические отношения как весомый фактор продвижения двух государств по пути рыночных реформ и укрепления социальной базы их развития.
Стороны обязались содействовать развитию свободной торговли, движению капиталов и инвестиций, снятию существующих барьеров в этих сферах. Они также с удовлетворением отметили активный политический диалог между Россией и Украиной. В принципе подобные заявления делались и раньше. Но, видимо, не все ладно в российско-украинском сотрудничестве, раз товарооборот между двумя странами в минувшем году сократился на 1 миллиард долларов.
-Мы встревожены этим и должны сделать все для устранения преград на пути нашего экономического сотрудничества, – заявил спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин.
Любопытно, что противники такого сотрудничества, а они имеются, действуют по проверенному принципу: сами пишут музыку и сами под нее танцуют. Сначала навыдумывают невесть чего о намерениях россиян, а потом начинают эти якобы существующие намерения публично осуждать.
Спокойно и твердо Сергей Миронов еще раз уточнил позицию России, заинтересованной в суверенной, мощной, дружественной Украине. Ради этого российское руководство готово идти на компромиссы. Известна позиция Президента РФ Владимира Путина, согласившегося ради зоны свободной торговли между Украиной и Россией на потери серьезных выгод со стороны российских поставщиков нефти и газа. А Сергей Миронов, например, является сторонником серьезных уступок Украине в части раздела заграничной собственности СССР, хотя этот вопрос давно решен на совсем других принципах. Но российско-украинское сотрудничество и добрососедство дороже, считает спикер верхней палаты российского парламента. Он также заявил, что, призывая Украину к сотрудничеству в рамках Евроазиатского союза, Москва отнюдь не приглашает ее дружить против кого бы то ни было. Наоборот, Украине и России вместе будет идти в Европу сподручнее. Идти с высоким уровнем развития экономики, согласованными “под Европу” законами, конкурентоспособными товарами – теми же самолетами, например. Словом, шагать вместе будет веселей.
Виталий ПАНОВ, соб. корр.