22 мая 2002
Выступая перед участниками совещания, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, в частности, сказал, что с избранием нового Президента России внутренняя и внешняя политика государства приобрела конкретные ориентиры и системный характер. Реальным инструментом определения целей, принципов, направлений и задач такой политики стали Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Очевидно, что осуществление этих политических программных установок требует реализации в полном объеме конституционного принципа единства действий всех ветвей и уровней власти, в том числе – по формированию целостной, непротиворечивой и стабильной системы законодательства Российской Федерации.
Сергей Миронов отметил, что трудно не разделять позицию Президента в том, что наше государство должно быть приспособлено, перестроено для решения в первую очередь стратегических задач. Для нас это означает, что ситуативное, в значительной степени стихийное законотворчество должно уступить место концептуально осмысленной, поставленной на плановую основу, хорошо скоординированной совместной работе.
Однако, заметил он, существующие методология и организация законодательной деятельности пока не удовлетворяют этим требованиям. По сути, законодатели не преодолели привычную ориентацию на принятие отдельных законов, в то время, когда необходимо формирование единой по целям и непротиворечивой по содержанию правовой системы.
Вместе с тем, сказал Сергей Миронов, проблемы должной координации законодательной деятельности не носят принципиально неразрешимого характера. В отношении 628 из 723-х субъектов права федеральной законодательной инициативы (депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации) этот вопрос является внутренним делом соответствующих палат Федерального Собрания. И в Совете Федерации уже предприняты в этом направлении необходимые организационные усилия. Остальные 95 субъектов права законодательной инициативы являются органами государственной власти (в том числе 89 из них представляют субъекты Российской Федерации и 6 – федеральную власть).
К настоящему времени в организацию законотворческой деятельности правительства необходимые системообразующие механизмы уже практически заложены. В развитии находятся и горизонтальные связи между палатами Федерального Собрания, а также их взаимодействие с правительством и администрацией Президента Российской Федерации. Таким образом, отметил глава верхней палаты, главным приоритетом сегодняшнего дня является решение вопроса о координации работы законодателей федерального и регионального уровней.
Далее Сергей Миронов сказал, что идея создания органа, обеспечивающего решение этой задачи, прошла широкое обсуждение. Практически все участники дискуссии единодушно подтвердили его необходимость. Задачи координирующего органа непосредственно вытекают из существующих проблем состояния и совершенствования правового поля России. Совет Федерации понимает, что решение проблем российского федерализма – одна из основных задач совместной с создаваемым Советом законодателей работы. Вторая проблема – это недостаточная эффективность участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе. Основными факторами, порождающими ее, являются: сложность выражения консолидированной позиции регионов; трудности в обеспечении необходимого содержательного и юридического качества подготовки законодательных инициатив; организационные проблемы сопровождения законопроектов при их прохождении в Государственной Думе; своевременное и полное информирование о планах и ходе законопроектной работы в федеральных органах.
Эти проблемы, заметил Сергей Миронов, могут быть в значительной степени устранены, если наиболее значимые инициативы регионов, возможно даже в форме законодательных предложений, выносить на общее обсуждение и в случае их согласованной поддержки значительным числом регионов выходить на разработку совместной законодательной инициативы Совета Федерации и региональных парламентов.
Но все-таки главный вопрос, подчеркнул председатель верхней палаты, – это неудовлетворительное качество общей системы регионального и федерального законодательства, в первую очередь в сфере совместной компетенции Российской Федерации и субъектов. При этом подходы к гармонизации уровней законодательства Российской Федерации отнюдь не сводятся к одностороннему приведению региональных актов в соответствие с федеральными нормами. Предпринятые в этом направлении, по сути административные, усилия явились вынужденными мерами антикризисного управления. Корни же проблемы находятся не в целенаправленном нарушении региональными властями федеральных норм в собственных политических интересах, а в систематическом воспроизводстве несовершенного законодательства на всех уровнях и в том числе – на федеральном из-за принципиальных недостатков организации законодательной деятельности. “Повторю, – сказал Сергей Миронов, – широко высказывавшуюся вами мысль, что формирование единого правового поля – это процесс двусторонних усилий равноправных партнеров, стремящихся к достижению общей цели”.
Затем он остановился на некоторых возможных задачах координирующего органа. Первое – это инвентаризация всех спорных и неочевидных ситуаций, возникших по поводу противоречия региональных и федеральных норм. Параллельно с этой работой желательно приступить к систематизации регионального законодательства и анализу ситуаций, где оно нуждается в определенной унификации законодательных решений. Необходима также и систематизация правоприменительной практики в регионах, в том числе проблем с исполнением федеральных законов.
“Но главным импульсом к планированию законопроектной работы, – заметил руководитель палаты, – должна стать концептуальная проработка потребностей в совершенствовании законодательства исходя из актуальных задач государственной политики, определенных в Посланиях Президента страны, других политических программных документах. В том числе в рамках новых методологических подходов к разграничению полномочий между органами власти федерального, регионального и местного уровней, которые мы ожидаем в результате работы соответствующей Комиссии при Президенте России. В заключение Сергей Миронов заверил, что измененный Совет Федерации практически готов к выполнению задач и функций, которые объективно могут быть возложены на него в целях консолидированного выражения и реализации позиций всех заинтересованных в этом субъектов Федерации.
В Совете Федерации.
Отчет подготовили Виктор Сирык и Александр Шаров.