21 июля 2015
Время от времени ко мне приходят письма о введении уголовной ответственности за тунеядство. Так, через Интернет-приёмную моего официального сайта обратился Олег Анатольевич Нередько.
“Есть одна очень важная проблема, которую старательно все обходят и пытаются не замечать. Это проблема ранее судимых лиц, бомжей и прочих тунеядцев. Они паразитируют в обществе, но почему-то мер к ним никаких не принимается. Не пора ли снова вернуться к ответственности за тунеядство? Тем более когда вся страна старается собраться в кулак в нынешнее не простое время”, – написал Олег Анатольевич.
Предложения, подобные озвученным в письме Олега Анатольевича Нередько, – ввести в России уголовную ответственность за тунеядство, как это было когда-то в СССР, время от времени выдвигаются некоторыми законодателями. Но я лично скептически отношусь к ним. Дело в том, что в рыночных условиях ставить вопрос подобным образом некорректно. Ведь зачастую люди не работают не потому, что не хотят, а потому что не имеют возможности найти работу.
Да, в нашем обществе есть определенная категория лиц, ведущих асоциальный, паразитический образ жизни, в том числе те, кто занимается бродяжничеством, попрошайничеством, бомжеванием и т.д. У государства несомненно должен быть определенный комплекс мер по борьбе с такими негативными явлениями, в том числе мер законодательных. Но возвращать в правовую систему термин “ответственность за тунеядство” – это дело совсем не безобидное, способное привести к серьезным злоупотреблениям и нарушениям прав граждан.
На мой взгляд, сегодня более разумно и актуально было бы говорить не о борьбе с тунеядством по образцам советского времени (это мы уже проходили!), а о развёртывании эффективных программ занятости населения и о продуманной государственной политике, направленной на создание разнообразной системы стимулов и мотиваций к созидательному труду. Именно такие подходы, а не примитивные репрессии, способны дать реальный эффект. Ну и конечно, многое зависит от преодоления того социального неравенства, которое сегодня, увы, слишком сильно проявляется в России. Ведь именно оно чаще всего и бросает многих людей в пропасть обнищания, бездомности, социальной и моральной деградации.
Сергей Миронов