"Закавказский узел" должен быть развязан("Парламентская газета".- 28.05.2002.- № 977)

28 мая 2002

“Закавказский узел” должен быть развязан
Об этом единодушно заявляли парламентарии Армении, Грузии, Азербайджана во время официального визита делегации Совета Федерации во главе с Сергеем Мироновым в республики Закавказья.

Главная цель визита достигнута: главы государств и парламентов трех закавказских стран – Армении, Грузии и Азербайджана – поддержали инициативу Председателя Совета Федерации Сергея Миронова о проведении регулярных встреч руководителей верхних палат парламентов в формате с глазу на глаз. Комментируя это важное событие перед отлетом из Баку, Сергей Миронов назвал его главным итогом визита.

– Мы, парламентарии, – сказал он, завершая свой визит, – можем внести свой вклад в урегулирование известных проблем, которые, к сожалению, существуют между Азербайджаном и Арменией, Россией и Грузией. Это главный итог нашего визита. И я думаю, что уже в июне или июле первая встреча руководителей верхних палат парламента произойдет в Санкт-Петербурге. Полагаю, что это будет действенная помощь руководителей и народов наших стран в укреплении дружбы и сотрудничества закавказских государств. – И тут же уточнил: – Главное, чтобы в рамках содружества наших государств не было никаких недоговоренностей, противоречий, конфликтов.

А их за последнее десятилетие выпало на этот регион с лихвой – от недовольства визовым режимом, введенным в России для грузинских граждан, и напоминаний об обязательствах по выводу двух российских военных баз из Грузии до вопроса об армянской общине в Краснодарском крае, находящейся не в лучших отношениях с местными властями и частью населения.

Не отсюда ли у трех закавказских республик разные подходы к сотрудничеству с Россией, особенно в военной сфере, взаимодействию в рамках СНГ, отношению к Договору о коллективной безопасности государств СНГ и многим другим проблемам? В Национальном собрании Армении российская сторона в свою очередь хотя и вскользь, но коснулась неприятной для России темы “присутствия американского спецназа в Грузии”. В парламенте Грузии кроме Панкисского ущелья, для операции в котором и будут готовить грузинскую армию американцы, вспоминали и о другом ущелье – Кодорском. Первоначально Сергей Миронов собирался посетить его, но потом, по его словам, “просто не хватило времени”.

Но, несмотря на существующие разногласия в политических оценках ситуации в Закавказье, парламентарии Армении, Грузии, Азербайджана во время встреч с членами Совета Федерации говорили о том, что десятилетие независимости не принесло народам их государств ожидаемого благополучия и процветания. Свои надежды они связывают с единением и сближением с Россией.

Это отвечает также и нашим национальным интересам. Об этом свидетельствует миллион подписей под воззванием к властям наших стран, которые привез в Грузию Сергей Миронов, и ответный миллион подписей, переданных ему председателем парламента Грузии Нино Бурджанадзе. И не случайно обеспечение стабильности и мира на южных рубежах России, установление добрососедских и взаимовыгодных отношений с государствами и народами Закавказья, как зоны наших жизненно важных интересов, являются сегодня одной из приоритетных задач российской внешней политики.

Наши парламентарии в ходе визита не раз отмечали, что, укрепив свое положение, в том числе в Кавказском регионе, Россия создала бы основу для восстановления реального статуса великой державы за его пределами.

Этой задаче, по мнению парламентариев, должны, в частности, способствовать “горячие линии” между главами верхних палат парламентов закавказских республик, на которых они могли бы обсуждать, рассматривать и снимать те шероховатости, которые, к сожалению, очень часто появляются. С такой инициативой, в частности, выступила глава парламента Грузии Нино Бурджанадзе.

Во время визита нашей делегации не раз заходила речь о том, что укрепить отношения между нашими странами должны прежде всего экономические связи. В числе приоритетов здесь – увеличение объемов торгового оборота, развитие кооперации в различных отраслях экономики. С помощью новых нормативно-правовых актов мы могли бы “состыковать” тарифное и налоговое регулирование внешнеэкономических связей. Устранить необоснованные таможенные барьеры и дополнительные сборы. В общем, создать благоприятные условия для хозяйственных субъектов.

Во время бесед членов Совета Федерации с руководителями закавказских государств и парламентариями не раз заходила речь о том, что серьезным аргументом в кавказской политике становится сфера энергетики. Поставки в Закавказье российских энергетических ресурсов, которые для современной Армении, Азербайджана и Грузии имеют жизненно важное, а во многом и политическое значение. Это тот самый рычаг воздействия, которым не располагают ни США, ни Турция. И мы готовы участвовать в освоении месторождений, приобретать углеводороды для внутреннего потребления, осуществлять их экспорт, предоставляя свой транспорт на взаимовыгодных условиях.

Словом, налицо нарастающее в последнее время стремление к стратегическому партнерству между нашими странами. Разумеется, здесь свою роль играют и наша совместная история, глубокие культурные связи. Это не раз подчеркивал сам Председатель Совета Федерации и во время возложения цветов к памятникам жертвам геноцида в Армении и Азербайджане, воинской части в Гяндже, где когда-то служил Сергей Миронов, во время посещения университетов и усыпальницы великого поэта Низами. Его особенно поразили радушие, теплота и доверительная атмосфера во время встреч как с представителями власти, так и с населением.

– Я не вижу никаких политических причин, которые мешали бы нам договориться по всем интересующим проблемам, – заявил Сергей Миронов, вылетая из Баку. – К этому Россия стремится. Это ее стратегическая позиция.

Нужно искать взаимоприемлемый вариант развязки всех сложных вопросов, которые возникают чаще всего на почве недопонимания друг друга и недостатка информации.

Юрий САЗОНОВ.