2 июля 2002
СЛУЧИЛОСЬ это несколько неожиданно даже для самого председателя верхней палаты российского парламента Сергея Миронова. Он приехал в столицу Словении Любляну, где 28 – 29 июня проходило третье заседание ассоциации, по приглашению председателя государственного совета Словении Тоне Хровата и как бы на разведку с заданием выяснить, что требуется для вступления России в это объединение. Однако участники заседания, авторитетные европейские сенаторы, высказались за то, что откладывать решение этого вопроса не нужно, российский Совет Федерации уже заявил о себе как демократический орган, вполне соответствующий идеям европейского парламентаризма. И потому они, обойдясь без долгой процедуры, дружно приветствовали нового члена ассоциации.
Ассоциация европейских сенатов была создана 8 ноября 2000 года в Париже. Она объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств – членов Европейского союза и кандидатов в ЕС.
В преамбуле ее устава говорится о том, что члены ассоциации будут стремиться к поддержанию равновесия между ветвями власти, к разнообразию форм народного представительства, к сохранению многообразия культур и традиций в Европе. А цель объединения европейских сенатов – развитие взаимного сотрудничества, оказание помощи в становлении парламентской демократии, формирование европейской идентичности и европейского самосознания. В рамках ассоциации не может быть движения с разными скоростями, здесь не может быть деления на молодых и старых членов.
Сергей Миронов надеется, что Россия в этой семье не будет пасынком и с ее помощью сможет решать как собственные проблемы, так и общеевропейские. Об этом говорилось и на двусторонних встречах председателя Совета Федерации с руководством Словении и участниками ассоциации. Россия – это часть Европы, без России нет Европы – вот главный рефрен этих встреч. Сергей Миронов воспользовался общением с европейскими сенаторами, чтобы найти у них поддержку по калининградской проблеме. “Расширение Евросоюза не только не должно создавать новые барьеры на пути нашего взаимодействия, но и, наоборот, призвано способствовать его углублению. Неурегулированность вопроса жизнеобеспечения Калининградской области в контексте расширения Евросоюза неизбежно приведет к юридическим и практическим последствиям, попирающим конституционные права и свободы российских граждан. Взаимоприемлемое решение может быть и должно быть найдено, ибо права человека не знают двойных стандартов”, – сказал с трибуны словенского парламента Сергей Миронов, выступая перед участниками заседания ассоциации.
Как решить калининградскую проблему, не ущемляя прав россиян и не создавая лишней головной боли Евросоюзу? Этот вопрос задали мы председателю сената Польши Лонгину Пастушаку. И только что свободно общавшийся с российскими журналистами на русском польский сенатор сразу перешел на английский, опасаясь, что его “плохое знание русского языка” может стать поводом для неверного толкования ответа. Вообще, конечно, это странно, когда люди, чьи родные языки так похожи и близки, выбирают для официального общения чужой. Но, наверное, сегодня это вполне соответствует реалиям. А их и объяснил на чистом английском Лонгин Пастушак: Польша не испытывает никаких сомнений в том, что Калининградская область – это часть России. Но вопросы движения российских граждан из других областей России в Калининград и обратно нужно регулировать не с Польшей, не с Литвой, а с Евросоюзом. Но в то же время председатель сената Польши поддержал оптимизм российского коллеги в том, что найдется такой вариант этого решения, который устроит всех. Лично он в этом заинтересован как член союза левых демократов, который выступает за тесное сотрудничество между Россией и Польшей, а также как представитель Гданьска, побратима Калининграда.
Тамара Шкель.