17 июля 2013
Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов направил ходатайство в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина с просьбой присвоить Анатолию Николаевичу Васильеву, основателю ВИА “Поющие гитары”, звание заслуженного артиста Российской Федерации.
“Неоднократно и в течение достаточно продолжительного времени в мой адрес поступали (и продолжают поступать) обращения от Виктора и Юрия Рындиных, Шамиля Селиванова и других многочисленных поклонников творчества основателя ВИА “Поющие гитары” Анатолия Васильева. К сожалению, ранее на мои обращения в соответствующие органы государственной власти положительного ответа не поступало. Учитывая творческий вклад А.Н. Васильева в развитие музыкальной культуры нашей страны, мною было принято решение подготовить ходатайство в адрес президента”, – написал Сергей Миронов на своей странице в социальной сети “Одноклассники”.
Анатолий Николаевич Васильев родился 20 октября 1935 года в Ленингаде. Начал заниматься музыкой в самодеятельности, рано овладел баяном и народными струнными инструментами.
С 1953 года, еще студентом техникума, Анатолий Васильев вместе со Станиславом Пожлаковым и Геннадием Гольштейном играет в небольшом джазовом оркестре, получившем в Ленинграде прозвище “Оркестр Носика”. В 1957 Васильев переходит в Ленэстраду. После Фестиваля молодежи и студентов на эстраде начинает звучать новая музыка. В популярнейшем ленинградском ансамбле “Дружба” первый басист и гитарист ансамбля – студент-иностранец возвращаются к себе на родину, и молодой Васильев получает приглашение от Александра Броневицкого руководителя ансамбля. В “Дружбе” Анатолий Васильев начинает профессионально играть на электрогитаре. Ритм-н-блюзовое гитара – новая школа для Васильева, с гастролей в Германии он привозит свой первый профессиональный инструмент. Когда в 1963 году из-за досадного случая всех музыкантов “Дружбы” уволили “за прогул”, Васильев некоторое время работал в оркестре п/у Бадхена, потом в оркестре Радиокомитета. Как один из первых гитаристов страны Васильев был приглашен на запись музыки к фильму “Я шагаю по Москве” – это была первая запись электрогитары в советском кино. В 1964 году Анатолий Васильев вернулся в “Дружбу”, где и проработал до 1966 года.
Под впечатлением новой музыки – биг-бита, и новых выразительных возможностей электроинструментов в 1966 году Васильев уходит из “Дружбы” чтобы создать новый вокально-инструментальный ансамбль, который вскоре получит название “Поющие гитары”.
Первый ВИА страны сразу приобретает огромную популярность у молодежи. С этим периодом работы Анатолия Васильева связано становление самого жанра ВИА в стране. В 1975 году Васильев решается на уникальный эксперимент: совместно с композитором Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным ставит силами своего коллектива рок-оперу “Орфей и Эвридика”. Театрализация музыкального действияч приобретает все большее значение для Васильева. После успеха и мирового признания первой советской рок-оперы, выпускаются – “Фламандская легенда” и “Гонки”.
В 1985 году Анатолий Васильев оставляет “Поющие гитары”. Пять лет работает в “Театре на Фонтанке”, принимает участие в работе над спектаклями “Звучала музыка в саду”, “Какая музыка была, какая музыка звучала”, “Сирано де Бержерак”. В начале 90-х Анатолий Васильев, как и многие хорошие музыканты тогда, переходит на денежную работу в ресторан. В настоящее время Анатолий Николаевич Васильев на пенсии, работает в домашней студии, охотно делится воспоминаниями и внимательно следит за работой своих бывших музыкантов.