24 мая 2002
Старший сержант Сергей Миронов служил в 524-м полку ВДВ в Кировабаде в 1973 году. Теперь Кировабад называется Гянджа, и вместо ВДВ там стоят войска азербайджанской армии. Но Сергей Миронов все равно прилетел в пятницу из Баку в Гянджу, чтобы вспомнить годы своей службы.
В остальном программа поездки российских сенаторов в Азербайджан во многом повторяла схему посещения Еревана и Тбилиси, где Сергей Миронов побывал в предыдущие дни. Официальные переговоры с коллегой-спикером (в Баку это был глава милли меджлиса Муртуз Алескеров), речь в парламенте, возложение венков, беседа с президентом, встречи с духовенством, выступление перед студентами. Но при общности формы различалось содержание – например, в ходе переговоров азербайджанская сторона (в отличие от Грузии и Армении) не поднимала никаких проблемных вопросов.
Отличалась и реакция аудитории. Получив первое в своей жизни звание Почетного профессора, “вечный студент” Миронов (получающий сейчас свое пятое, философское, образование) пожелал студентам Бакинского славянского университета успехов на экзаменах со словами “ни пуха, ни пера”. В отличие от своих ереванских сверстников бакинцы не стали, согласно традиции, посылать спикера к черту, ограничившись вежливыми аплодисментами.
Политическая часть визита в Баку завершилась объявлением о заранее заготовленной договоренности. После встречи со спикером азербайджанского парламента Сергей Миронов объявил о своей “закавказской” инициативе – он договорился с главами парламента трех посещенных им стран о проведении в будущем регулярных встреч четырех спикеров. Они будут проходить в новом формате – без помощников и прессы: Миронов считает, что личные контакты спикеров помогут в поисках вариантов урегулирования многочисленных конфликтов в Закавказье. Первая встреча пройдет в июне-июле в Санкт-Петербурге, а потом такие переговоры будут проводиться поочередно во всех государствах “четверки”. Так что теперь глава Совета федерации будет частым гостем в Закавказье.
Петр АКОПОВ, Баку