20 ноября 2012
Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов поздравил с днем рождения выдающуюся балерину Майю Плисецкую:
– Примите мои искренние поздравления с днем рождения и слова признательности за Ваш колоссальный вклад в отечественную культуру.
Вы избрали делом всей своей жизни искусство балета и достигли высочайших вершин в профессии, прославив советскую балетную школу по всему миру. Ваша красота, изящество и пластика вызывали восхищение зрителей, не отпускавших Вас со сцены продолжительными овациями.
Великолепные природные данные, неординарное дарование, ярчайший артистический темперамент вкупе с удивительным трудолюбием и силой характера помогли Вам создать потрясающие спектакли, стать образцом исключительного мастерства и беззаветного служения любимому делу.
Желаю Вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов, счастья и благополучия! Мира и добра Вашим родным и близким!
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве в Москве в известной семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Михайловны Мессерер. Дядя — артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1976) Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992).
С 1932 по 1936 годы жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем “Арктикугля”, а впоследствии — и генеральным консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Чтобы девочка не была отдана в детдом, маленькую Майю удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер.
В 1943 году Майя Плисецкая окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П. Гердт и М. М. Леонтьева). Сразу принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
Наиболее известные партии: Одетта-Одиллия в “Лебедином озере”, Аврора в “Спящей красавице” (1961), Раймонда в одноимённом балете Глазунова, Хозяйка медной горы в “Каменном цветке” Прокофьева, Мехмэнэ-Бану “Легенде о любви” Меликова, Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина).
Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставила балеты: “Анна Каренина” Р.К. Щедрина (1972, совместно с Н.И. Рыженко и В.В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), “Чайка” Р.К. Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), “Раймонда” А.К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), “Дама с собачкой” Р.К. Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии).
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, ведёт мастер-классы. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара “Аве Майя”. С 1994 года Плисецкая является председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя “Майя” (Санкт-Петербург).