25 октября 2012
Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, руководитель фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Государственной Думе ФС РФ Сергей Миронов поздравил с днем рождения оперную певицу Галину Вишневскую:
– Примите мои искренние поздравления с днем рождения.
Вы принадлежите к замечательной плеяде мастеров искусства, чье творчество по праву получило признание широкой публики и профессионального сообщества.
Великолепная оперная исполнительница и актриса, создатель и руководитель школы оперного пения, талантливый педагог, Вы внесли значимый вклад в развитие отечественного и мирового искусства. Сегодня опыт и блестящее мастерство Вы передаете своим многочисленным ученикам, обеспечивая преемственность национальных музыкальных традиций и приумножая сокровищницу отечественной культуры.
Желаю Вам успехов в любимом деле, здоровья и добра.
Галина Павловна Вишневская родилась в Ленинграде в 1926 году. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте 16 лет служила в частях ПВО.
Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии.
С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, брала уроки пения у В. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению главного режиссера Большого театра Б. Покровского) стала “козырной картой в колоде Большого театра”, ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых: Татьяна в “Евгении Онегине” и Лиза в “Пиковой даме” П.И. Чайковского; Купава в “Снегурочке” Н.А. Римского-Корсакова; Донна Анна в “Каменном госте” А.С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре “Ковент-Гарден”, Лондон, выступала в “Метрополитен-Опера”, Нью-Йорк); “Тоска” и “Мадам Баттерфляй” Дж. Пуччини.
В 1974 году вместе со своим мужем виолончелистом М. Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж вследствие организованной властями травли в наказание за поддержку, оказанную ими преследуемому Александру Солженицыну, проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.
В 1978 году во время пребывания за рубежом Вишневская и Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам — ветеранам Первой Мировой были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории.
Оставив оперную сцену, с 1993 года выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. Чехова (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой “За зеркалом”), сыграла главные роли в кинофильмах “Провинциальный бенефис” (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и “Александра” (2007, режиссёр А. Сокуров).
С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 — председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге.