Сергей Миронов: Российское образование должно быть бесплатным, доступным и фундаментальным

28 февраля 2012

Образование стол 1Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, кандидат на должность Президента Российской Федерации Сергей Миронов принял участие в работе круглого стола “Будущее российского образования: как избежать катастрофы”.

В работе круглого стола, который состоялся в Общественной палате РФ, также приняли участие известные общественные деятели, доверенные лица кандидатов в президенты, политики и журналисты.

Ведущая круглого стола, член Общественной палаты РФ Тина Канделаки предложила Лидеру СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ вначале представить свое видение развития отечественного образования, а затем перейти к вопросам из зала.

Поблагодарив ведущую и участников форума за приглашение, Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов отметил, что впервые участвует в дискуссии в Общественной палате. Тем не менее, проблемы отечественного образования ему известны не понаслышке. Сергей Миронов выделил три главных принципа, на которых должно базироваться российское образование: бесплатность, общедоступность и фундаментальность. Затем кандидат на должность Президента рассказал присутствующим, что является последовательным противником Болонского процесса, назвав его “хомутом на шее нашего образования”. Не остался без критики гостя и печально известный 83 ФЗ. “Если он вступит в силу, никто не гарантирует, что родителям не придется платить за школьные предметы”, – подчеркнул Сергей Миронов.

Общедоступность сегодня превратилась в фикцию: “По разным оценкам, в России от нескольких сот тысяч до одного миллиона ребят не получают образование, а четыре миллиона получают образование за плату”. Что касается фундаментальности, которой славилась советская школа, то она, “через ЕГЭ уходит из школы”, констатировал Лидер СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ.

“Два с половиной года в Государственной Думе лежит законопроект, написанный мной в соавторстве с депутатом от КПРФ Олегом Смолиным о добровольности ЕГЭ”, – посетовал Сергей Миронов. При этом он отметил, что еще в 2009 году по его инициативе работала общественная комиссия, которая должна была ответить на вопрос, оправдало ли введение ЕГЭ, возложенные на него задачи. Оказалось, что по таким параметрам, как коррупция, эффективность оценок, ситуация ухудшилась, – рассказал Сергей Миронов.

После этого кандидат на должность Президента ответил на вопросы участников круглого стола. И первый из них касался острой проблемы профессиональной адаптации выпускников, которые все чаще отказываются осваивать работу по специальности. Отвечая на вопрос, заставлять их работать по диплому или рекомендовать тщательнее выбирать будущую специальность, кандидат на должность Президента предложил рассмотреть “третий путь”. По его мнению, ситуацию способен разрешить предлагаемый им законопроект о квотировании рабочих мест. “Любая компания или организация, независимо от формы собственности, будет бронировать определенное количество мест для выпускников. И если вакансия не будет заполнена, компания выплатит своеобразную неустойку в бюджет. Эти деньги пойдут на создание рабочих мест”. Сергей Миронов не скрывал, что ситуация, когда государство тратит огромные деньги на подготовку специалистов, а выпускники вузов не работают по специальности, неприемлема.

Кандидат на должность Президента выразил согласие с одним из участников круглого стола, отметившим, что сегодня мало говорится о воспитательной роли в школе. По мнению Сергея Миронова, сегодня из школы фактически изъят воспитательный процесс, практически ликвидирован институт классного руководства, и что самое прискорбное ликвидирован доступ к наследию русской культуры. Лидер СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ подчеркнул, что считает такую ситуацию ущербной, отметив, что вернуть значение воспитания – обязанность государства.

Образование стол 2Один из участников форума обратил внимание Сергея Миронова на ситуацию вокруг строительства сети федеральных лицеев, отметив, что Лидер СПРАВЕЛИВОЙ РОССИИ был активным сторонником продвижения этой идеи. К сожалению, констатировал участник круглого стола, о проекте стали забывать, да и в программе кандидата в Президенты он не отражен. Отвечая на реплику, Сергей Миронов заметил, что хотя программа по известным причинам “носит компактный вид”, он остается приверженцем идеи развития лицейского образования. Причем такой его формы, в которой “мерилом должны быть не деньги родителей, а талант детей”. Он также отметил, что не раз предлагал руководителям страны возродить знаменитый Царскосельский лицей. Но эта инициатива не нашла должной поддержки.

В ходе дискуссии кандидат на должность Президента еще раз уточнил свою позицию по Болонскому процессу и ЕГЭ. “Главный хомут – двухуровневая система образования. Никто и никогда у нас не поймет, кто такой бакалавр”, – заявил Сергей Миронов. По его мнению, приоритетной для страны является подготовка инженеров – именно эта специальность является нашим конкурентным преимуществом. Что касается ЕГЭ, то его конкурентное преимущество – дать возможность детям из провинции поступить в престижные ВУЗы – сегодня практически не работает. Хотя бы потому, что дети из бедных семей в столицу не поедут, – уточнил Сергей Миронов.

Размышляя на тему интеграции в жизнь молодых специалистов, Сергей Миронов выразил уверенность: “Если сегодняшним выпускникам государство начнет платить адекватную зарплату, то ситуация изменится”. Помощь государства, существенное в 4-5 раз увеличение зарплат учителей способны изменить ситуацию и в системе школьного образования. Причем средства, по мнению Сергея Миронова, в стране можно найти: с ведением прогрессивной статьи подоходного налога, государственной монополии на использование природной ренты.

Один из участников круглого стола посетовал на инертность сферы образования. По его мнению, перед любыми реформатором будет стоять сложная задача – преодоление инертности сферы. Согласившись, что образование – это целый уклад и даже пласт отечественной культуры, Сергей Миронов заметил, что в его инертности есть немало полезного. Особенно, по его мнению, это касается сопротивляемости тем разрушительным реформам, которые проводит министр Фурсенко и партия власти.

В завершение работы круглого стола его участники поинтересовались у гостя, кого бы он назначил министром образования в случае своего избрания Президентом. Сергей Миронов ответил коротко: “Я посоветовал бы известного депутата Олега Николаевича Смолина – человека неравнодушного, понимающего. Его я считаю настоящим профессионалом”.