24 декабря 2001
Когда президенту жаль…
Такие процедуры никогда не бывают бесстрастными. А тут напряжения добавилось еще больше. В самом начале заседания представитель администрации Камчатской области в Совете федерации Валерий Быков заявил:
– Я считаю, что нам необходимо отложить рассмотрение данного вопроса на январь в связи с тем, что у нас еще отсутствует почти треть новых членов Совета Федерации. За это время целесообразно было бы посоветоваться в федеральных округах и от каждого округа выдвинуть по одной кандидатуре на эту должность. Затем, когда мы соберемся в январе и нас, новых членов Совета Федерации, будет уже подавляющее большинство и будут альтернативные кандидаты, постараемся избрать себе нового Председателя Совета Федерации на демократической основе.
Но это предложение не нашло поддержки. В том числе у самого Егора Строева. Когда подошло время обсуждения, он сказал:
– После принятия Закона о новом принципе формирования Совета Федерации передо мной, как перед многими членами Совета Федерации, встал вопрос: идти на выборы в регионе и получить доверие людей или быть направленным в Совет Федерации от региона. Я принял решение идти на выборы и избираться губернатором Орловской области. Выборы состоялись.
Сегодня в соответствии с законом я снимаю полномочия Председателя Совета Федерации. И прошу вас, уважаемые коллеги. поддержать мое предложение.
Когда высветился результат голосования, в зале раздались бурные аплодисменты. Все встали. Члены палаты дружно поддержали просьбу своего лидера об освобождении.
Теперь требовалось избрать нового Председателя Совета Федерации. По поручению совета Егор Строев назвал кандидатуру. Это был представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Сергей Миронов.
Земляка поддержал губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Затем с короткой программой выступил кандидат в спикеры верхней палаты С. Миронов. Он сказал:
– Новый порядок формирования Совета Федерации и работа его на постоянной основе создают совершенно новый качественный уровень в деятельности Федерального Собрания.
И в этой связи реальной становится работа по систематизации всего законодательного поля России. Дело в том, что наши коллеги по Государственной Думе, работая в режиме оперативной законодательной инновации, просто не в состоянии провести такую глобальную работу. Я думаю, что эта работа по плечу как раз нашей палате, и, более того, считаю, что прерогатива именно за Советом Федерации по наведению порядка в правовом поле России. Речь идет и о систематизации, и, если угодно, о ревизии всех нормативных актов, которые существуют по настоящее время, чтобы разобрать, я не побоюсь этого слова, законодательные завалы, оставшиеся нам от прошлых лет.
В этой связи полагаю необходимым заняться именно на уровне Совета Федерации и еще одной очень важной государственной работой, а именно: составить общегосударственный пятилетний план законотворческой работы и потом вместе с президентом, правительством. Государственной Думой, используя наше конституционное право законодательной инициативы, планомерно его реализовывать. И, в частности, если Совет федерации возьмет на себя труд инициировать законопроекты в сфере государственного строительства, местного самоуправления, это будет очень правильно.
Уважаемые коллеги, за пять месяцев работы вместе с вами я убедился в высоком профессионализме и работоспособности Аппарата Совета Федерации. В то же время в новых условиях требуется по-иному оценивать эффективность работы Аппарата. Требуются изменения функций в его работе.
В современных условиях работа законодателя не может быть нормальной, если она информационно и технологически не обеспечена. И я думаю, что избираемому руководству Совета Федерации необходимо приложить максимум усилий для нормализации состояния дел именно по этому направлению.
После выступления кандидата стали голосовать. И снова как результат – бурные аплодисменты. Сергей Миронов избирается Председателем Совета Федерации. Он занимает место в рабочем президиуме. Рядом с Егором Строевым. Начинающий спикер верхней палаты и умудренный опытом, широко известный в России политический деятель, покидающий Совет Федерации и уходящий с высокого поста в историю.
Впрочем, как вскоре выяснилось, Совет Федерации и Егор Строев не расстаются насовсем. По предложению нового спикера его предшественник под бурные аплодисменты избирается почетным Председателем палаты.
Но церемония смены власти на этом не закончилась. Ее продолжил прибывший в Совет Федерации Президент России Владимир Путин. Выйдя на трибуну, он сказал:- Сегодня Егор Семенович Строев оставляет свой пост Председателя Совета Федерации. И я хотел бы искренне не только от всех тех, кто с ним работал, но и, безо всякого преувеличения, от граждан России поблагодарить его за ту нелегкую службу, которую он здесь нес в течение шести лет. И справился с ней блестяще.На долю поколения политиков девяностых годов выпало самое трудное – изменение природы государственности и политического строя нашей страны. И российский парламент все делал впервые. Парламентариям приходилось буквально с азов осваивать новую профессию. А федеральному Собранию – становиться настоящим парламентом. Ведь именно он должен был определять лицо новой демократической власти. Власти, опирающейся на закон и право.
Конечно, в это время очень непросто приходилось его спикерам. И потому сказать, что Егор Семенович много сделал для становления парламентаризма, для развития демократии и для становления новой государственности в России, – это почти ничего не сказать.
Сегодня, когда Егор Семенович Строев в последний раз проводит заседание Совета Федерации, должен сказать, что все эти почти шесть лет он проявлял искусство настоящего спикера. Трудно гасить конфликты и объединять ярких, но очень разных людей.
Убежден, что новому поколению политиков есть чему поучиться у Егора Семеновича.
Еще раз хочу вас поблагодарить и пожелать здоровья, успехов.Закон есть закон. И в соответствии с ним Егор Семенович не может совмещать больше работу губернатора и члена Совета Федерации – парламентария. Поддерживая такой подход в принципе, тем не менее применительно к Строеву хочу сказать: “А жаль…”
Открою не хитрую государственную тайну. Примерно два месяца тому назад мы разговаривали с Егором Семеновичем на этот счет, и я просил его остаться на посту Председателя Совета Федерации. Но он выбрал для себя Орловскую область и сказал: “Совет федерации в обновленном составе выберет вам приличного, молодого, энергичного политика, с которым вы найдете наверняка общий язык”.
Я хочу вас поблагодарить за сегодняшний выбор и поздравить Сергея Миронова с избранием на этот высокий пост – Председателя верхней палаты федерального Собрания Российской федерации.
Уважаемые члены Совета федерации, ключевым элементом укрепления государства, оздоровления всей властной системы стал переход Совета Федерации на новый порядок формирования и работы. Совершенствование государственного механизма невозможно без профессиональной законотворческой деятельности на постоянной основе. Завершается период обновления Совета Федерации, а значит, верхняя палата российского парламента вступает в новый активный период.
В повестке дня у вас еще есть много вопросов конкретной работы, целый пакет законопроектов, связанных с судебной, пенсионной реформой, некоторые из них уже приняты сегодня. Должен сказать, что у нас было опасение. Вот Егора Семеновича переизберут, он скажет: “Ну, все. Привет горячий, я поехал”. И важные законы остановятся.
Я хочу поблагодарить Егора Семеновича за то, что он с присущим ему отношением к делу доводит и эту работу до конца.В завершение хотел бы сообщить, что сегодня мною подписан указ о награждении Егора Семеновича Строева орденом “За заслуги перед Отечеством” 1 степени.
Под аплодисменты зала Президент России надевает на экс-спикера алую орденскую ленту и прикрепляет к его пиджаку высшую награду, которая сегодня есть только у двоих в стране. У Б. Ельцина и Е. Строева.
С ответным словом выступает Егор Строев. Он говорит:
– В этом зале со многими мы проработали Влет. Но это не просто 8 пет, а годы, когда Россия обретала новое качество. Всякое было, и снизу шло давление народных масс, и сверху на этот зал тоже было давление, но мудрость этих политиков заключалась в одном: они знали, что Россия у нас одна. Они знали, что народ у нас один. Они знали, любое противостояние – это тяжко будет для своих людей. Груз мудрости, стабильности, созидания и веры в завтрашний день России этот зал пронес. И только это качество позволило выдержать все колебания, которые были в обществе.
Мы знаем, что нелегко было многим у себя в регионах, но победила мудрость. Сегодня приходят новые люди и стоят перед страной новые задачи – дальнейшее укрепление социально-экономического, политического развития, укрепление культуры нашей страны, в конечном счете воспитание чувства уважения и патриотизма к своему собственному народу.
Я искренне благодарен всем вам. Спасибо вам. Низкий поклон за совместную работу.Владимир Владимирович, я считаю, что это не мне награда. Это награда тем людям, которые выдержали, выстояли и не покачали корабль российской государственности, а укрепили его. Благодарю вас.
Торжественная часть заседания заканчивается, но зал еще долго бурлит. В конце концов пришлось досрочно объявить перерыв, чтобы люди успокоились.
Первое интервью нового спикера.
После перерыва по дороге в зал новый Председатель Совета Федерации Сергей Миронов остановился возле группы журналистов, чтобы ответить на наши вопросы. Это было его самое первое интервью в качестве главы верхней палаты. Поэтому и первый вопрос был естественный:
“Как ощущаете себя в новой роли?”
– Только что состоялась беседа Егора Семеновича Строева и Президента Владимира Владимировича Путина. Обсудили ближайшие планы. Президент еще раз поблагодарил Егора Семеновича Строева. И я думаю, все вы были очевидцами, я не побоюсь этого слова, воодушевления в зале, когда коллеги услышали о той высокой государственной награде, которую вручил президент Егору Семеновичу Строеву. Я абсолютно уверен, что эта высокая награда заслуженна, потому что Строев – это человек, который реально создавал весь парламентский процесс в России в последнее десятилетие. Действительно, с уходом Егора Семеновича, можно об этом говорить, уходит целая эпоха. Эпоха очень больших достижений в развитии российского парламентаризма. Ну а если говорить о своих ощущениях, честно говоря, хочу вернуться в зал, продолжить работу. Сегодня сложный день. Уже три конституционных закона приняты, но повестка дня не исчерпана, и как спикер хотел бы скорее приступить к своим прямым обязанностям.
– Обычно говорят, что с приходом нового лидера меняется команда. Вы будете это делать или нет?
– Если вы под командой подразумеваете Совет Федерации, то она и так меняется в соответствии с законом. Осталось нам совсем немного. Уже в январе в полном составе заработает Совет Федерации. Поэтому команда и так обновленная, но я здесь, отталкиваясь от вашего вопроса, хочу сказать, что, проработав 5 месяцев в Совете Федерации, вижу очень много ярких будущих политиков общефедерального масштаба в составе нынешней верхней палаты. Поэтому, когда говорят, что раньше работали люди, которых широко знали, – губернаторы, председатели Законодательных Собраний, а сейчас состав не тот, вы можете сами оценить, что это не так. Состав очень сильный, и, я надеюсь, те коллеги, которые придут в ближайшем будущем, смогут также реально представлять свои регионы и способствовать нормальному согласованию позиций регионов и федеральной власти в рамках верхней палаты.
– Совет Федерации в нынешнем виде – это окончательный вариант или его надо дорабатывать?
– Для меня очевидно, что это переходный период. Я думаю, подождем несколько лет до изменения Конституции – и тогда, с моей точки зрения, порядок формирования верхней палаты будет меняться.
– Значит, пусть сенаторы избираются?
– Конечно, верхняя палата должна избираться точно так же, как нижняя палата. Но уверен, что это дело будущего.
Судейская реформа получает “добро”Еще до окончания торжественных проводов Е. Строева палата успела рассмотреть ряд конституционных законов, касающихся судебно-правовой реформы. Это целый блок законодательных актов, именуемых “президентскими” и направленных на улучшение судебной системы России. Три из них представил коллегам председатель Комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Виктор Леонов.
– Кроме того, – сказал он, – в Государственной Думе находится еще ряд законопроектов из этого же пакета, и все они тесно взаимосвязаны. В частности, законы об органах судейского сообщества, исполнительном производстве, адвокатской деятельности и адвокатуре.Но в первую очередь парламент принялся за пакет законов, касающихся непосредственно судейской деятельности. И это вполне объяснимо. Приобретение судебной властью полной независимости в ходе реформ последнего десятилетия в итоге оказалось, как и многое другое, пародией на демократическое судопроизводство. Широкие народные массы нередко поражены действиями судей, не несущих никакой ответственности за свои решения и приговоры. Расхитители многомиллиардных ценностей оказываются помилованными, а укравший кусок колбасы подросток – в тюрьме. Все это преподносится как результат независимости судей. Но кому такая независимость на руку?
Президентский пакет законопроектов вносит некоторые коррективы в нынешнее состояние судопроизводства. С одной стороны, принимаются меры, способные действительно укрепить положение судей, с другой – повысить их ответственность за чистоту и обоснованность принимаемых решений. Это относится как к судьям общей юрисдикции, так и Конституционного Суда. Например, по одному из новых законов судья КС не может быть привлечен к какой-либо ответственности после истечения срока его полномочий за решение, принятое при рассмотрении дела в Конституционном Суде во время его деятельности. Однако если он совершил дисциплинарный поступок в период своей работы, то может не только получить взыскание в виде предупреждения, но и потерять полномочия по решению Конституционного Суда.
Строже будет подход и к обычным судьям. Как на стадии их подбора (теперь, в частности, предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование претендента на должность судьи), так и в ходе их деятельности – от предупреждения до досрочного освобождения.
При этом законы устанавливают предельные возрастные сроки пребывания на должности. Для судей КС это 70 лет, для остальных – 65 лет.
Все три закона, поддержанные профильным комитетом палаты, были поочередно одобрены и всем составом Совета Федерации.
А вот блок пенсионных законов, состоящий из 6 актов, не полностью прошел через “сито” верхней палаты. Особые претензии сенаторов возникли к принятому Государственной Думой закону о распространении льгот участников Великой Отечественной войны на тех людей, кто проходил службу в частях, не отнесенных к действующей армии. За его одобрение высказался представитель Законодательного Собрания Владимирской области в Совете Федерации Евгений Ильюшкин. Он заявил:
– Несмотря на отрицательное отношение к данному закону правительства, я бы хотел высказать другую точку зрения. Не будем забывать, что он касается тех, кому было 14 лет в начале Великой Отечественной войны и кто по законам военного времени работал по 12-14 часов на оборонных заводах, в колхозах, совхозах, на транспорте, а затем, спустя три года, в возрасте 16-17 лет был призван на военную службу.
Да, они не участвовали в боевых действиях с немцами, но сражались в Прибалтике с “лесными братьями”, с бандеровцами на Украине, с националистами в Польше, несли охрану государственных границ, охраняли особо важные объекты.Не будем забывать, что именно эти ребята после войны 7-8 лет служили в армии и после демобилизации, уже в достаточно зрелом возрасте, не получили должного образования и потому выполняли малоквалифицированные работы, получали низкую заработную плату, а сегодня имеют мизерную пенсию.
Правительства и парламентарии Украины и Белоруссии уравняли в правах эту категорию с ветеранами войны. Я думаю, что возможности российского бюджета не меньше, чем указанных республик.Но другие члены верхней палаты имели иное мнение.
Андрей Вихарев, представитель Курганской областной Думы в Совете Федерации:- Комитет по вопросам социальной политики уполномочил меня доложить данный вопрос. Мы очень внимательно его рассматривали, и большинством голосов принято решение закон отклонить.
Я хочу с удовольствием констатировать, что государство и мы с вами наконец-то преодолели порочную практику принимать законы, не подтвержденные финансированием.
Да, действительно сложно отклонять социальные законы. И наши коллеги из Государственной Думы определяют нам не совсем корректную и красивую функцию. Но тем не менее мы потому и называемся “фильтром”, чтобы брать ответственность на себя.Мы считаем, что данная категория граждан, а это 164 тысячи человек, имеет недостаточно морально-этических прав быть приравненной к той огромной армии наших граждан, которые непосредственно принимали участие в боевых действиях.
Виктор Озеров, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны:
– Мы тоже внимательно рассмотрели данный законопроект, хотя он не был отнесен к нашему комитету. При этом имели в виду не столько отсутствие финансирования. сколько морально-этические и нравственные стороны принимаемого законопроекта.
Я приведу только одно сравнение. Сегодня, к сожалению, на территории Российской федерации, в Чеченской Республике, проходит антитеррористическая операция. Многие части и соединения посылают своих солдат и офицеров для выполнения этой задачи.
Если рассуждать аналогичным образом, то скоро все солдаты и офицеры, которые не участвовали в боевых действиях в Чеченской Республике, но проходили в это время службу в тех полках и соединениях, откуда были направлены военнослужащие для боев в Чечне, могут тоже высказать требования, чтобы их признали участниками боевых действий.
Валерий Горегляд, представитель администрации Сахалинской области в Совете Федерации:- Бюджетный комитет тоже очень внимательно рассмотрел данный законопроект, и мы пришли к единодушному мнению: в преддверии нового, 2002-го финансового года мы не в состоянии удовлетворить потребности этого закона. Поэтому комитет высказался за отклонение данного закона.
Валерий Сударенков, председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию. здравоохранению и экологии:
– Мне кажется, единовременная финансовая помощь такой категории людей просто необходима. Я думаю, это посильно для нашего финансового состояния.
Но призыв сторонников закона не был поддержан его оппонентами. Закон не только отклонили, но даже не стали создавать согласительной комиссии.Столь же активной была дискуссия и вокруг Закона “06 индексации ставок земельного налога”. Суть его проста. Повысить налоговую плату за землю. Но в этой простоте одни увидели очередную беду для отечественного сельского хозяйства, другие – пользу. Первые, а это Виктор Колесников – представитель Законодательного Собрания Калужской области в Совете Федерации, Александр Назарчук – председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов, Николай Кондратенко – представитель администрации Краснодарского края в Совете Федерации, настаивали на отклонении закона, который должен увеличить плату за землю для всех, кто ею пользуется, на том основании, что сельхозпроизводители вынуждены будут изыскивать дополнительные средства из своих небогатых бюджетов.
Вторые, а их было гораздо больше. увидели, наоборот, благо, и в первую очередь для региональных и местных бюджетов. Вот, например, как это аргументировал вице-премьер правительства России, министр финансов Алексей Кудрин:
– С 2002 года 85 процентов этого налога будет поступать в муниципальные бюджеты. А с 2003 года мы предложим, чтобы все 100 процентов шли в эти бюджеты. То есть налог будет работать на социальную обеспеченность тех же сельских районов.Теперь об объемах. Из 57 с половиной миллиардов рублей только 2, 3 миллиарда будет собираться как налог с сельскохозяйственных земель. Мизерная часть. Основная нагрузка падает на несельскохозяйственные земли.
И мы считаем, что это абсолютно справедливо. Весь Краснодарский край за сельскохозяйственные земли в этом году, по нашей оценке, заплатит 83 миллиона рублей. Столько налогов платит очень среднее предприятие, работающее в Москве. То есть за все самые дорогие и самые плодородные земли, за жемчужину сельского хозяйства России – 83 миллиона рублей налогов в год. Поэтому прошу поддержать данный закон.
Такое же мнение высказали губернатор Алтайского края Александр Суриков, представитель Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в Совете Федерации Леонид Рокецкий, губернатор Самарской области Константин Титов и другие.
В итоге абсолютным большинством голосов закон был принят.
Вячеслав ЩЕПОТКИН