31 января 2011
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации на тему “Пути достижения сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Оптимизация расходных обязательств: совершенствование управления бюджетными расходами, повышение прозрачности и открытости местных бюджетов”.
Сергей Миронов подчеркнул не просто актуальность, а сверхактуальность представленной на обсуждение темы. Не случайно, по его словам, глава государства в Послании Федеральному Собранию в ноябре минувшего года отметил необходимость подготовить Правительству предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.Председатель Совета Федерации напомнил, что обеспечение соответствия доходов бюджетов их расходам было одной из основных целей реформы местной власти в 2003 году. Однако этой цели до сих пор достичь не удалось, констатировал он. В настоящее время, сказал Сергей Миронов, местные бюджеты формируются главным образом за счёт трансфертов – их доля в доходной части бюджетов, по данным Счетной палаты, составляет почти 60 процентов.
Совершенствование межбюджетных отношений между уровнями власти, продолжал Сергей Миронов, уже многие годы является приоритетным направлением деятельности Совета Федерации. К числу приоритетов он отнес разработку эффективных мер по сокращению значительных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, уменьшение дисбаланса в бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципалитетов, а также ликвидацию несоответствия бюджетов объёмам расходных обязательств.
Решение проблем сбалансированности местных бюджетов, по мнению Председателя Совета Федерации, требует комплексного подхода. Задача сложная в практическом исполнении, подчеркнул он, но к её решению надо приступать. “Уверен, – заявил Сергей Миронов, – что без поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы не обойтись. Мы надеемся на изменение позиции Министерства финансов по этому вопросу”.
Председатель Совета Федерации обратил внимание на то, что и международные обязательства нашей страны требуют приведения доходов местных бюджетов в соответствие их расходам. Прямое указание на это, по его словам, содержится в Европейской хартии местного самоуправления. “Мы обязаны выполнять это требование”, – подчеркнул Сергей Миронов. Принципы бюджетной автономии местных властей подробно раскрыты в рекомендациях Кабинета министров странам-членам Совета Европы, принятых в 2005 году; и им также целесообразно следовать, добавил он.
Председатель Совета Федерации обратил внимание на то, что палата российского парламента многократно обращалась к этой проблеме. “Достаточно упомянуть ежегодные предложения палаты по формированию федерального бюджета”, – сказал он. Конкретные предложения, по его словам, содержатся и в рекомендациях парламентских слушаний, “круглых столов”, рабочих заседаний комитетов и комиссий, в том числе проведенных в регионах. Сергей Миронов напомнил некоторые из рекомендаций: собственные доходы местных бюджетов должны быть увеличены за счёт дополнительных налоговых источников; к местным налогам необходимо отнести налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения. Прорывом во всей бюджетной политике государства, указал Председатель Совета Федерации, было бы закрепление части налога на прибыль за местными бюджетами. “Знаю, – заявил он, – что такое решение может привести к резкой дифференциации их доходов. Но в законодательстве есть и применяется на практике институт отрицательных трансфертов. Думаю, что использование этого института для изъятия части налоговых доходов у “высокодоходных” муниципалитетов в пользу бюджета субъекта Федерации, позволит сгладить эти различия”.
Председатель палаты российского парламента обратил внимание на необходимость принятия и других законодательных мер, которые будут способствовать решению проблемы. В их числе, в частности, совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих безусловную компенсацию уменьшения налоговых доходов местных бюджетов в результате решений, принимаемых на федеральном уровне; упрощение процедур оформления земельных участков и имущества в собственность; введение механизма зачисления налога на доходы физических лиц по месту проживания, а не работы. “Эти меры, – по убеждению Сергея Миронова, – позволили бы увеличить поступления в муниципальную казну”.
Председатель Совета Федерации остановился на вопросах, которые, по его мнению, должны решить и сами органы местного самоуправления. Местное самоуправление, заметил Сергей Миронов, должно приложить усилия для выявления внутренних резервов оптимизации расходов и увеличения доходов. Возможностью для этого, по его словам, могут стать инвентаризация и оптимизация расходных обязательств, совершенствование работы с муниципальным заказом, а также оценка обоснованности и эффективности предоставления льгот по уплате местных налогов.
Председатель Совета Федерации подчеркнул особую значимость формирования контрольных органов муниципальных образований. Контроль в бюджетной сфере, заявил он, – это важнейшее звено в обеспечении публичности и прозрачности деятельности местного самоуправления. Эффективным механизмом контроля, по его словам, является неформальная организация публичных слушаний по бюджету, которые сейчас во многих муниципальных образованиях проводятся только “для галочки”. Нет реального обсуждения населением основных направлений планируемых расходов, отметил Сергей Миронов.
С докладом на заседании выступил заместитель Министра финансов РФ Антон Силуанов. Содоклады Совету представили заместитель руководителя Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Юрий Акиньшин и заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Наталья Завилова. В дискуссии приняли участие члены Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации.
Все высказанные в ходе обсуждения предложения и замечания будут учтены в законодательной деятельности Совета Федерации.
По материалам пресс-службы Совета Федерации