Открытие 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ)

24 января 2011

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выступил на открытии Первого пленарного заседания 19-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ), проходящей в эти дни в Монголии.

В своем докладе Председатель Совета Федерации остановился на вопросах политики и обеспечения безопасности в АТР.

За прошедший год со времени предыдущей сессии форума, сказал Сергей Миронов, в мире и в регионе произошло много важных событий. Их анализ показывает, подчеркнул он, что благодаря многосторонним усилиям международное сообщество начинает шаг за шагом преодолевать негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса. Такие выводы, по его словам, содержатся в итоговых документах саммита “Группы двадцати” в Сеуле и саммита форума “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” в Иокогаме. Как отметил Председатель Совета Федерации, применительно к ситуации в АТР на ноябрьском саммите АТЭС прозвучал тезис о том, что хотя “экономика региона восстанавливается после недавнего экономического и финансового кризиса, но неопределённость сохраняется”. “Всё это позволяет рассматривать нынешнюю экономическую ситуацию в мире и в регионе с позиций сдержанного оптимизма, – подчеркнул Сергей Миронов. – Как верно заметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, хотелось бы, чтобы саммит “двадцатки” в Сеуле был “последним кризисным саммитом”, а следующий стал уже “посткризисным”.

Одним из последствий глобального кризиса, продолжал Председатель Совета Федерации, стало ускорение формирования полицентричной модели мироустройства. По его словам, на региональном уровне набирают обороты центростремительные тенденции. Азиатско-Тихоокеанский регион занимает по этому показателю ведущие позиции, констатировал глава палаты российского парламента.

Кризис ясно показал, что АТР выступает в роли генератора глобального роста, заявил он. В регионе, подчеркнул Сергей Миронов, сосредоточен мощный потенциал в сфере природных и человеческих ресурсов, финансов, производства и технологий.

Председатель Совета Федерации отметил показательность того, что в связи с созданием зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН её совокупные параметры составляют: 1,9 млрд человек населения, 6 трлн. американских долларов ВВП, 4,5 трлн. долларов США общий товарооборот. Вслед за экономическими интересами, добавил он, в сторону АТР смещается и центр притяжения политической активности. Именно здесь, по его словам, сохраняются серьёзные геополитические противоречия, происходит столкновение интересов многих влиятельных членов международного сообщества; тлеют очаги локальных конфликтов, некоторые из которых рискуют выйти на глобальный уровень. Поэтому в случае развития событий по неблагоприятному сценарию, указал Сергей Миронов, все усилия стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экономической и социальной сферах будут серьёзно подорваны.

“Такая постановка вопроса подводит нас к выводу о тесной взаимосвязи проблем социально-экономического развития региона с вопросами политики и безопасности. Без учёта военно-политических факторов невозможно выстраивать долговременную стратегию роста”, – заявил глава российской парламентской делегации. Он подчеркнул, что к настоящему времени в АТР не сложилось целостной и стройной архитектуры безопасности и сотрудничества. Вместе с тем, заметил Сергей Миронов, в последнее время страны Азиатско-Тихоокеанского региона всё больше подходят к пониманию, что мир и стабильность на этом обширном пространстве можно обеспечить только коллективными усилиями, причём исключительно на внеблоковой основе.

“По сути дела, сама многополярная природа современных международных отношений даёт нам уникальную возможность сформировать в АТР сбалансированную модель экономической и политической интеграции. Убеждён, что в этой работе найдётся достойное место для каждой страны, для каждой региональной организации”, – сказал Председатель Совета Федерации.

Важную роль, заметил он, могут и должны сыграть и национальные парламенты.

Пути формирования системы коллективной безопасности в регионе могут быть самыми различными, продолжал Сергей Миронов. По его словам, необходимо внимательно и с должным уважением рассматривать все предложения и инициативы. Вместе с тем, добавил он, уже сейчас можно говорить о ряде общих, фундаментальных принципах такой системы. “Думается, что на первый план выходит необходимость укрепления договорно-правовых основ и механизмов коллективной безопасности. Представляется чрезвычайно важным подтвердить общую приверженность всех стран АТР принципу неделимости безопасности, а также другим основополагающим принципам международного права”, – заявил он. Большое значение, добавил Председатель Совета Федерации, имела бы и практическая реализация в отношениях друг с другом мер доверия в военной области. Важным направлением сотрудничества, по его словам, может стать развитие и совершенствование механизмов урегулирования споров и превентивной дипломатии.

В работе по созданию новой архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе следует учитывать опыт всех организаций и объединений, действующих на его пространстве, в частности Регионального форума АСЕАН по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества и многих других, указал Сергей Миронов. Важно также внимательно изучать и творчески учитывать опыт в этой области других регионов планеты, отметил он: “Речь может идти, например, об использовании опыта ОБСЕ в Евро-Атлантике. Но, конечно, с учётом специфики АТР”.

Большое значение в усилиях по созданию новой архитектуры безопасности, продолжал Председатель Совета Федерации, Россия придаёт развитию двусторонних отношений со странами региона. С удовлетворением Сергей Миронов констатировал складывающуюся в последние годы позитивную динамику сотрудничества с Китаем, Индией, Монголией и Вьетнамом. Отношения с ними, по его словам, приобрели характер стратегического партнёрства. Большое значение, добавил он, наша страна придает партнёрскому взаимодействию с Японией, Республикой Корея, Сингапуром, США и другими странами. Азиатская часть России – Сибирь и Дальний Восток обладают огромным неиспользованным пока в полной мере природно-ресурсным потенциалом, и это открывает самые широкие возможности для участия стран АТР в освоении этих богатств, сказал глава российской парламентской делегации.

“Хотел бы подчеркнуть, что работа по формированию системы безопасности в АТР не должна стать абстрактным теоретизированием. Она может быть востребована самой жизнью уже сейчас, в том числе при урегулировании целого ряда острых конфликтов на пространстве региона. При этом главная роль в вопросах такого урегулирования должна отводиться Организации Объединённых Наций”, – заявил Сергей Миронов.

Одной из наиболее острых проблем, которая вызывает серьёзную озабоченность не только близлежащих стран, но и всего международного сообщества на протяжении многих лет, Председатель Совета Федерации назвал конфликтную ситуацию на Корейском полуострове. Наша страна, по его словам, последовательно предлагает конкретные инициативы в Совете Безопасности ООН с целью выработки срочных и согласованных мер для устранения существующей здесь угрозы вооружённого конфликта. “Россия выступает за недопущение рецидивов военных действий, за решение проблем между двумя корейскими государствами исключительно политико-дипломатическими средствами, – подчеркнул Сергей Миронов. – Мы также рассчитываем, что в результате скоординированных усилий КНР, КНДР, Республики Корея, России, США и Японии удастся перезапустить переговоры по ядерной проблеме Корейского полуострова. Важно, чтобы в рамках этих переговоров были найдены взаимоприемлемые для соответствующих государств пути, ведущие к нормализации двусторонних отношений и формированию механизмов обеспечения мира и безопасности в Северо-Восточной Азии в целом”.

Все более широкая вовлеченность России в процессы региональной интеграции в АТР “является нашим национальным мегапроектом”, заявил Председатель Совета Федерации. Это, по его словам, – не дань конъюнктуре, а делается всерьёз и основательно: “Это – стратегический курс нашего государства на длительную перспективу”. В связи с этим Сергей Миронов заметил, что Россия многого ожидает от саммита АТЭС в 2012 году во Владивостоке и со всей ответственностью подходит к его подготовке.

Председатель Совета Федерации напомнил участникам пленарного заседания о предложении России провести очередную сессию АТПФ в этом дальневосточном городе в начале 2013 года. “Рассчитываем на вашу поддержку в этом вопросе”, – добавил он. Участники этой встречи, по его словам, смогут воочию увидеть реальные возможности сотрудничества с Россией для своих стран.

Сергей Миронов подчеркнул, что серьёзные экономические выгоды азиатско-тихоокеанской интеграции могут быть гарантированы только политической стабильностью и безопасностью в регионе. Именно поэтому предложенная на обсуждение заседания тема должна являться одной из приоритетных в повестке дня сессии. Исходя из этого, по его словам, российская делегация предложила на рассмотрение 19-й сессии АТПФ проекты двух резолюции по представленной теме. Первая из них – “Политика и безопасность в АТР”, где даётся общая характеристика состояния дел на этом направлении и предлагаются пути укрепления регионального мира и стабильности. Второй проект резолюции – “О борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью”. Вполне очевидно, отметил глава российской парламентской делегации, что решение этой проблемы также имеет важное значение для стран региона. Он выразил надежду, что наряду с проектом резолюции “Экономическое сотрудничество и интеграция в АТР” эти инициативы найдут понимание и получат одобрение участников сессии.

По материалам пресс-службы Совета Федерации