Сергей Миронов принял участие в парламентских слушаниях по законопроекту "Об образовании в РФ"

23 сентября 2010

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов принял участие в парламентских слушаниях по законопроекту «Об образовании в РФ». Дискуссия прошла в Современной гуманитарной академии в Москве с прямыми включениями в формате телемоста регионов России.

Парламентские слушания на тему «О концепции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» были проведены в Современной гуманитарной академии в Москве по инициативе профильного Комитета Совета Федерации – по образованию и науке, который возглавляет Хусейн Чеченов.  

Участники слушаний обсуждали концепцию проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Свою позицию по законопроекту на слушаниях изложили Председатель СФ Сергей Миронов, глава Комитета СФ Хусейн Чеченов, сенатор Зинаида Драгункина, занимающаяся вопросами законодательной базы в сфере образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов, эксперты и представители системы образования.

Открыл слушания председатель Комитета СФ по образованию и науке Хусейн Чеченов. Он отметил  большое значение участия субъектов Федерации в обсуждении законопроекта. «Закон должен учесть все нюансы, все предложения специалистов, ведь от этого документа будет зависеть качество образования», – подчеркнул Х.Чеченов.

С докладом выступил Статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки РФ Иван Лобанов. Он рассказал о структуре законопроекта, задачах правового регулирования в сфере образования и о новеллах законопроекта, таких как образовательное кредитование, коммерческая концессия, формирование образовательного капитала и страхование в образовательной сфере. Всего в рабочую группу по законопроекту уже поступило более 600 поправок, работа надо документом продлится до декабря текущего года, сообщил Статс-секретарь И.Лобанов.

В рамках парламентских слушаний прозвучали выступления и предложения из многих регионов России. Были организованы прямые включения в формате телемоста с Кабардино-Балкарской Республикой, Хабаровским краем, Калининградской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Свердловской, Томской и Ярославской областями.

Первым выступающим на парламентских слушаниях был Председатель СФ Сергей Миронов, подчеркнувший необходимость поддержки педагогических работников, защиты их статуса и сохранения российских образовательных традиций.

*   *   *

Сергей Миронов: «ЗАКОН НУЖЕН, ЧТОБЫ СОХРАНЯТЬ, А НЕ РАЗРУШАТЬ НАУЧНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИИ»

Сергей Миронов подчеркнул исключительную значимость для государства законопроекта «Об образовании в РФ».

«Успех модернизации и весь будущий вектор развития России зависит от того, какое образование получит наша молодежь, как реализует свои конституционные права и личностные возможности», – отметил Сергей Миронов.

Поэтому обсуждение закона «Об образовании», убежден глава СФ,  – не узко профильный вопрос, а вопрос, волнующий все общество.

«Закон должен дать ответ – станет ли Россия интеллектуальным и духовным лидером, торгующим интеллектуальным продуктом. Нам нужна не сырьевая экономика, а экономика знаний. Нужны нестандартные, думающие, грамотные специалисты, получившие хорошее образование», – сказал Сергей Миронов.

Дав в целом положительную оценку работе по законопроекту, проделанной Министерством образования РФ, Сергей Миронов остановился на проблемных аспектах.

Очевидно, отметил он, что принятие нового закона необходимо, так как за двадцать лет с момента принятия предыдущего закона изменилось очень многое.

Задача законопроекта, по словам Сергея Миронова, – сохранение того лучшего, что мы имели в нашем образовании. Также надо исправлять ряд крупных ошибок в образовательной системе, допущенных за прошедшие годы. Сергей Миронов пояснил, что имеет в виду правовое положение образовательных учреждений, над которыми нависла угроза коммерциализации, и утверждение ЕГЭ, как ориентира в оценке качества знаний. «ЕГЭ – это ужасная ошибка, как и никому непонятное введение двух уровней: бакалавр-магистр. Другие страны-участники Болонского процесса, – заметил Сергей Миронов, – давно уже используют разные подходы, тогда как Россия упорно идет по этому пути».

Образование не должно рассматриваться в законе как «оказание услуги». «Не надо навязывать нам эту парадигму. Образование – это, прежде всего, система воспитания, социализации человека, передачи духовных и культурных традиций», – подчеркнул Сергей Миронов.  Аргументируя свою позицию, он отметил, что сам термин «оказание услуги» подразумевает «некие условия ее оказания, возможность платной основы».

Закон должен содействовать сохранению  кадрового педагогического потенциала, подчеркнул Сергей Миронов. Одним из основных положений закона должно стать закрепление статуса педагогического работника, чье материальное обеспечение и социальный пакет должны быть идентичными обеспечению госслужащих, сказал Сергей Миронов.

«Я не увидел этого в законе, а это очень важно, ведь учителя – самые государственные люди. И было бы логично закрепить это законодательно, улучшить социальное и материальное положение педагогов в Год Учителя. Пока же мы только услышали о найденных где-то 200 тысячах «лишних» учителей, что звучит странно на фоне многочисленных обращений (в том числе к нам, в Совет Федерации) о перегруженности учителей и учебе детей в три смены из-за нехватки педагогов», – подчеркнул Сергей Миронов.

В законе, по мнению Сергея Миронова, должна быть четко прописана общедоступность образования. «Экономические препятствия, о которых все мы с вами знаем, необходимо снять. Одно высшее образование человек вправе получить абсолютно бесплатно», – подчеркнул Сергей Миронов.

Нельзя «выводить за скобки», уверен Сергей Миронов, и вопрос о студенческих стипендиях. Законопроект предполагает отдать определение размера стипендии на усмотрение Правительства РФ. Сергей Миронов предлагает прописать в законе норму – размер стипендии должен равняться «социальному стандарту потребления», который установлен в данном регионе.

Недопустим отказ от системы начального профессионального образования. Вызывает вопросы новая типология образовательных организаций, позволяющая колледжу быть вузом.

Надо отстоять малокомплектные сельские школы, которые необходимы государству совсем не в экономическом, а в стратегическом плане. «Это очаг культуры, это залог будущего этого населенного пункта, здесь не подходят такие категории, как «экономическая целесообразность», – считает Сергей Миронов. Он напомнил, что во многих из 17 тысяч покинутых за последние два десятилетия деревень, процесс «вымирания» начинался с закрытия школы. «Нельзя давать право принимать местным властям решение о закрытии в деревне школы без сельского схода», – считает Сергей Миронов.

Завершая выступление, Сергей Миронов обратил внимание на то, что затронул лишь некоторые аспекты, и в целом законопроект требует серьезной доработки. Спешить с принятием этого документа нельзя, уверен Председатель Совета Федерации. Он должен быть максимально широко изучен и обсужден, чтобы не допустить просчетов и ошибок.

Законопроект «Об образовании в РФ» достоин не менее широкого и масштабного обсуждения, чем закон «О полиции», отметил в своем выступлении Сергей Миронов.

Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Миронов отметил: «Позиция Министерства образования по законопроекту вызывает осторожный оптимизм. На сегодняшних слушаниях Статс-секретарь подтвердил заинтересованность ведомства в проведении общественной дискуссии по законопроекту и готовность серьезно скорректировать нынешний вариант документа, размещенный в Интернете».

«Обидно, как легко, добровольно мы в течение последних двадцати лет расстаемся с тем лучшим, что было у нас в образовании. Что стремимся брать чужие образцы, механически переносим их, вызывая непонимание и путаницу. Работодатель не понимает «бакалавров» и «магистров», а знает только инженеров с высшим образованием и механиков – со средним. Задача сегодня – не разрушать научную и педагогическую школы, существующие в России, а сохранять и давать возможность развиваться», –  сказал Сергей Миронов, отвечая на вопрос о положении дел в образовательной сфере.

Система образования должна строиться, исходя из интересов и задач завтрашнего дня, отметил Сергей Миронов.

«Не педагогические вузы надо закрывать, если выпускники не идут в школы, а привлекательность профессии учителя повышать. Планировать в самом лучшем смысле этого слова потребность в педагогических работниках и специалистах, садиках и школах. Чтобы все встало на свои места, государство должно изменить отношение к педагогам», – подчеркнул Сергей Миронов.

*   *   *

ХУСЕЙН ЧЕЧЕНОВ «СТАТУС УЧИТЕЛЯ – САМЫЙ ОСТРЫЙ ВОПРОС ВО ВСЕХ ДИСКУССИЯХ»

«Хорошее, что есть в законе, оно останется. Важно – не пропустить плохое», – заметил в своем выступлении глава профильного Комитета верхней палаты парламента Хусейн Чеченов.

Самый острый вопрос во всех дискуссиях по законопроекту, которые проходят на разных площадках, – это статус учителя, его материальное положение, отметил Х.Чеченов.

Вторая задача закона, о которой сказал сенатор Чеченов, – вернуть воспитание в школу, светское воспитание и культурные традиции, чтобы «сохранить единое культурно-образовательное пространство на территории России». Если к экономическому разрыву между регионами, который имеется сегодня, добавить разорванность культур, духовных и образовательных материй, возникает угроза для будущего единства государства. На это особо обратил внимание Х.Чеченов.

Х.Чеченов выразил озабоченность в связи с тем, что законопроект «ухудшает положение сельских жителей в части образовательных возможностей».

Законом, по мнению сенатора, должны быть определены образовательные стандарты. При этом, считает Х.Чеченов, должна быть внешняя оценка, чтобы уровень высшего образования в России соответствовал требованиям рынка.

Отдельное внимание Х.Чеченов уделил перспективности формирования в России рынка образовательных услуг для внешнего мира. «Это стремительно развивающийся рынок, очень перспективный для России, и, объективно говоря, прибыльный», – подчеркнул он.

Нельзя забывать то хорошее, что было в образовательной сфере  в нашей стране в прошлые периоды. Х.Чеченов напомнил о хорошей практике создания вузов при крупных предприятиях, нуждающихся в специалистах.

В заключение выступления глава профильного Комитета СФ еще раз подчеркнул необходимость дальнейшего широкого обсуждения документа и недопустимость спешки.

*   *   *

С «лоскутным одеялом» сравнила сенатор Зинаида Драгункина действующий закон «Об образовании», в который за время его действия было внесено около 60 поправок.

Обсуждение нового законопроекта в настоящее время идет активно и широко, в частности, на московских площадках, рассказала З.Драгункина.  Однако принятие закона – лишь начало работы, понадобится еще целый ряд нормативных актов для его реализации, напомнила сенатор.

З.Драгункина затронула наиболее волнующие педагогическую общественность темы, отметив, что новый закон должен отличать «особый дух». Основными принципами образовательного процесса по новому закону должны стать «воспитание нравственности, патриотизма, приверженности здоровому образу жизни и традиционным ценностям», считает З.Драгункина.

В качестве дискуссионного вопроса она высказала идею введения интернатуры для педагогических работников.

*   *   *

В ходе обсуждения документа высказывалось немало критических замечаний в отношении ситуации и тенденций в российской образовательной системе.

Законопроект, по мнению участников слушаний, слишком громоздкий и объемный.

Участники слушаний отмечали недостаточную проработанность в законопроекте вопросов статуса педагогических работников, новой типологии образовательных организаций, начального профессионального образования, электронного образования и дистанционного обучения.

Нарекания вызывало наличие в законопроекте непонятных педагогам и трудно применимых норм, как и дублирующих и отсылочных норм.

Отмечалось отсутствие положений, обеспечивающих духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

*   *   *

По итогам слушаний были приняты рекомендации в адрес Федерального Собрания РФ и Министерства образования и науки РФ. Комитет СФ по образованию и науке продолжит работу по обобщению поступающих  из субъектов Федерации замечаний и предложений по законопроекту.

Министерству образования РФ рекомендовано провести по итогам общественного обсуждения проекта закона совещание с участием законодателей и представителей педагогической и вузовской общественности.

По материалам пресс-службы Совета Федерации