14 мая 2008
В Петербурге открылся XVI российский кинофестиваль “Виват кино России!”
На открытии фестиваля “Виват кино России!” 12 мая огромный зал БКЗ “Октябрьский” был заполнен до отказа. Зрители с радостью встречали знакомых персонажей из популярных кинофильмов и сериалов, стерегли их выход после церемонии, чтобы взять автограф. При ближайшем рассмотрении не всех кумиров можно было узнать: время берет власть и над артистами. Правда, не над всеми. Например, лауреата Ленинской премии, народного артиста СССР Василия Ланового оно явно щадит. Василий Семенович выступал в роли ведущего торжественной церемонии открытия – в белом костюме, молодцеватый, щеголеватый, подтянутый (вечный Куракин из “Войны и мира”), Лановой конкурировал элегантностью и азартом с другой ведущей вечера – народной артисткой СССР Людмилой Чурсиной.
Профессия актера отечественного кино не предполагает звездности, бешеных гонораров, голливудского шика: отечественный кинематограф позиционирует себя как духовную субстанцию, которой чужда нацеленность лишь на коммерческий успех. Состоянием российского кинематографа, скатывающегося к “блокбастерам на западный манер”, обеспокоены многие мэтры. Например, участник фестиваля народный артист России, президент международного кинофорума “Золотой витязь” Николай Бурляев:
– Когда наши правители поймут, что кино – это не доходная, а прежде всего расходная статья, тогда отечественное кино вернет свои прежние позиции. Кино, как и прочее искусство, должно быть духовно-стратегическим оружием страны.
В этом году фестиваль “Виват кино России!” отмечает множество дат: столетие отечественного производства (в 1908 году вышел первый российский игровой фильм режиссера В. Ромашкова “Понизовая вольница”), 90-летие старейшей студии страны – “Ленфильма”, 80-летие легендарного кинорежиссера Виталия Мельникова (“Начальник Чукотки”, “Мама вышла замуж”, “Царская охота”, “Агитбригада “Бей врага!”), 25-летие фильма “Мы из джаза” режиссера Карена Шахназарова (собираются снять его продолжение “Мы из джаза – 2”), 25-летие фильма “Военно-полевой роман” – режиссер и сценарист Петр Тодоровский. Петр Ефимович, в Великую Отечественную бывший командиром пехотного взвода, рассказал, что история, положенная в основу этой картины, вполне правдива:
– Мы стояли в обороне под Вислой. И каждое утро слышали у землянки комбата, как смеется женщина. Мы были молоды, и этот смех говорил нам о любви, даже на войне. А спустя годы я эту женщину встретил около ЦУМа – она продавала пирожки. На фронте это была королева, а здесь стояла огрубевшая, с ободранным маникюром, в обрезанных перчатках, а рядом – девочка лет семи. Что могло статься с этой женщиной? Об этом я и снял фильм.
Была отмечена еще одна дата – 70-летие известного сценариста, преподавателя ВГИКа Аркадия Инина. Приняв всяческие подарки, он в свою очередь преподнес свой подарок зрителям: вызвавший хохот 15-минутный кинокапустник по его сценарию, где предстали в доброжелательных шаржах два главных лица страны – Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Для других политиков была выбрана более хлесткая форма.
Фестиваль не обошел вниманием такую мощную фигуру нашего кинематографа, как народный артист России Алексей Петренко, которому в этом году исполнилось 70 лет. Сыгравший Петра Первого, снявшийся в популярных картинах “Сибирский цирюльник”, “Жестокий романс”, “Узник замка Иф”, “Агония”, “12”, он действительно всенародно любим. Когда Петренко в смешной тюбетейке, широкой безрукавке вышел на сцену, зал взорвался аплодисментами. Ему вручили, как и многим другим знаменитым гостям и участникам фестиваля, алое сердце (его утилитарное предназначение – ваза для цветов) – подарок от организаторов. Алексей Васильевич низко поклонился всем, трогательно спел на украинском языке куплет народной песни, а организаторам фестиваля пожелал хороших спонсоров.
Вообще многие в тот вечер выражали свое удивление и восхищение возрастом фестиваля – и его президент Лидия Федосеева-Шукшина, и сценарист Вадим Абдрашитов, и директор киностудии “Мосфильм” Карен Шахназаров: мол, как в наше время, когда все рушится, просуществовать целых 16 лет? Действительно, заслуга в долгой судьбе фестиваля принадлежит деловой и энергичной женщине – Людмиле Томской, его генеральному директору. Она же в свою очередь дипломатично возлагает всю “вину” на зрителя.
Рейтинги артистов и премьерных картин, которых на этот раз будет показано 25, определит голосование публики, оно будет проходить сразу же после просмотров в шести кинотеатрах Петербурга и кинотеатре “Аврора” в Петродворце. Кстати, все просмотры фильмов бесплатные. Гран-при будет вручаться лучшему кинофильму и лучшему телесериалу. Предусмотрены призы за лучшую режиссуру, лучшую женскую и лучшую мужскую роль. Свой приз для лучшей актрисы учредила даже партия “Справедливая Россия”, ее председатель, бывший геолог Сергей Миронов, уже продемонстрировал этот приз – внушительных размеров срез агата.
В день открытия зрители увидели лирическую трагикомедию Карена Шахназарова “Исчезнувшая империя”. В другие дни можно будет посмотреть новые картины – “Все могут короли”, “1814”, “Качели”, “12”, “Реальный папа”, “Холодное солнце”, “Шекспиру и не снилось” и другие. В фестивальной программе предусмотрен широкий ретроспективный показ фильмов режиссеров Якова Протазанова, Сергея Эйзенштейна, братьев Васильевых, Григория Козинцева, Александра Зархи, Ивана Пырьева, Всеволода Пудовкина.
– Мы стараемся прежде всего создать праздник для наших зрителей, у них будет возможность не только смотреть фильмы, но и встречаться со звездами отечественного кино, к которому, уверена, медленно, но верно возвращается прежняя слава, – говорит Людмила Томская.
Источник: "Невское время" (Санкт-Петербург).-14.05.2008.-№085.-с.11