Завершилось выездное совещание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития ОПК

8 апреля 2009

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел выездное совещание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации на тему “Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса”.


Совещание проходило в закрытом режиме на одном из ведущих оборонных предприятий страны – Московском институте теплотехники.


Сегодня наша страна испытывает на себе все сложности мирового финансово-экономического кризиса, но мировой кризис ничего принципиального не меняет в системе базовых целей и задач развития страны, подчеркнул в своей вступительной речи Сергей Миронов. Эффективная работа предприятий оборонного комплекса остается приоритетным направлением нашей политики.


Сергей Миронов остановился на нескольких проблемах, с которыми сталкивается отрасль. Во-первых, это рост цен. «Хотя объем средств, поступающих из федерального бюджета в ОПК, и увеличивается, но это увеличение зачастую «съедается» скачком цен на сырье и комплектующие», – подчеркнул он. Кроме того, есть и существенные недостатки самого механизма госзаказа. По оценкам экспертов, закон «О государственном оборонном заказе» не работает в полную силу по целому ряду причин. До сих пор не удается отрегулировать, найти необходимый баланс в финансовых отношениях государства и производителя, не отрегулирован вопрос о системе закупок отечественной и импортной продукции. По словам Председателя Совета Федерации, в тендерах обращается внимание, прежде всего, на формальный показатель – заявленную цену. И зачастую в них побеждают те участники, которые предлагают продукцию, в основном импортного производства, по заниженным ценам. Но в процессе выполнения заказа цены «вдруг» начинают резко расти.


«Дело дошло до того, что у нас доля товаров и услуг иностранного происхождения, приобретаемых для государственных нужд, достигает 50%. И это даже по тем видам, где имеются отечественные аналоги, – отметил Сергей Миронов. – Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет около 3%,  в Германии – порядка 5%».


 Такую ситуацию он назвал ненормальной и недопустимой. У этой проблемы есть и еще одна более  опасная сторона, считает Председатель Совета Федерации. Российские предприятия ОПК уже утратили и продолжают терять целый ряд уникальных технологий. Эффективных правовых механизмов противодействия этой тенденции пока нет, отметил он.  Так, в законе о гособоронзаказе не предусмотрены меры противодействия таким тенденциям, в том числе запрета на свертывание производства сырья и материалов для изготовления вооружений и военной техники.


Еще одна важная проблема ОПК, требующая безотлагательного решения – это кадры, система образования и формирования нового поколения грамотных управленцев всех уровней.


Сергей Миронов высказался за системное решение проблем ОПК как на уроне законодательной, так и исполнительной власти.


***


По окончании совещания Сергей Миронов ответил на вопросы журналистов. В частности, он отметил, что выступает за создание единого координирующего органа, интегрированного в состав Правительства и координирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса.


«Как известно, все новое – это хорошо забытое старое, – подчеркнул Сергей Миронов. – Не случайно у нас всегда было Министерство оборонной промышленности, которое руководило всей работой ОПК СССР и в свое время уже доказало свою эффективность. Я считаю, что сегодня, учитывая значение ОПК не только для экономики страны, но и для нашей национальной безопасности в целом, эта сфера  требует специального централизованного управления».


Сергей Миронов обозначил свою позицию и в отношении договора СНВ-1, действие которого заканчивается в декабре нынешнего года: «Если мы посмотрим, во что вылилось выполнение данного договора для нашей страны, то, безусловно, можно сказать, что мы утратили некоторые элементы нашей национальной безопасности».


Что касается формата новых соглашений, то, по мнению Председателя Совета Федерации, «наученные горьким опытом, мы должны заключать договора,  которые будут полностью соответствовать интересам национальной безопасности России».


“Важнейшая проблема ОПК – сохранение инновационного и кадрового потенциала отрасли. Если в условиях кризиса технологические разработки будут утеряны, а квалифицированные инженерные и рабочие кадры отправятся торговать носками, никакой гособоронзаказ военную промышленность не спасет”, – считает Сергей Миронов.


“Сегодня в оборонной отрасли практически нет профессионально подготовленной молодежи, – с сожалением отметил он. – Не работает и система подготовки инженерных кадров по многим оборонным направлениям. Кроме того, до двух третей предприятий ОПК – единственные работодатели в своих городах. Думается, работникам оборонных отраслей должен быть предоставлен особый социальный статус, обеспечивающий сохранение кадров. Он должен быть закреплен законодательно. Особый статус может, например, включать отсрочку от военного призыва и льготы при поступлении в профильные технические вузы. Кроме того, моногорода, где расположены стратегические предприятия и организации, должны получить законодательные гарантии прямого государственного обеспечения продовольствием, медикаментами, муниципальными и социальными услугами в случае возникновения перебоев с финансированием гособоронзаказа либо иной форс-мажорной ситуации”.


“Как недавно выяснилось, 90 из 190 имеющихся в распоряжении ВВС России самолетов МиГ-29 находятся в аварийном состоянии и не способны выполнять боевые задачи. Это красноречиво свидетельствует о продолжающемся системном кризисе оборонно-промышленного комплекса. Одна из важнейших тому причин – отсутствие адекватной нормативной правовой базы деятельности отрасли”, – заявил Сергей Миронов.


“Прежде всего, гособоронзаказ не должен “размазываться” по отрасли сообразно лоббистским возможностями военно-промышленных холдингов, но в ущерб качеству продукции и здравому смыслу, – считает он. – Нельзя назвать удовлетворительной и ситуацию с поддержанием мобилизационных мощностей. На мой взгляд, следует четче определить полномочия Военно-промышленной комиссии при Правительстве России и Рособоронзаказа, скорректировать – с поправкой на кризис – Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу”.


“Следует определить также и характер участия государства в управлении интегрированными структурами ОПК, – отметил Сергей Миронов. – Это участие не может сводиться к пассивному одобрению корпоративных решений. Государство должно проводить осмысленную и жесткую политику в интересах обороноспособности страны. Нужно сформировать четкую вертикаль управления оборонно-промышленным комплексом, исключающую борьбу лоббистов и аппаратных амбиций”.