24 апреля 2008
Заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему “Укрепление института семьи как направление совершенствования демографической политики” прошло в государственном образовательном учреждении “Детский дом №19” Москвы. Вёл заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, ознакомившийся перед обсуждением вопроса с детским домом и с практикой патронатного воспитания.
Необходимо отметить, что за несколько дней до этого заседания Совет Федерации одобрил федеральный закон “Об опеке и попечительстве” , в котором содержатся новые положения, направленные на обеспечение интересов граждан, нуждающихся в опеке. В частности, предусмотрено введение упрощенного порядка назначения опеки при необходимости немедленного назначения опекуна, впервые подробно регулируются вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных. Однако новый закон не лишен недостатков. Одобряя его, сенаторы указали на необходимость дальнейшего усовершенствования некоторых положений и дали поручение профильному комитету подготовить поправки к закону. Особое внимание обращено на проблему семейных детских домов. Также ряд специалистов высказали мнение, что одобренный закон существенно сужает возможности воспитанников детских домов и детей-инвалидов получить семейное воспитание, а государству, выводя детей из приютов, детских домов в семьи, одновременно создавать систему сопровождения семьи.
Видимо, поэтому, открывая заседание, Сергей Миронов акцентировал внимание его участников на необходимости уделить внимание новому закону, поскольку “Совет Федерации одобрил его с условием того, что мы внесем туда необходимые поправки”. Принципиальная позиция Совета Федерации заключается в том, чтобы “дать “зеленый свет” патронатной семье”.
Спикер напомнил – текущий год объявлен в России Годом семьи, что еще раз подчеркивает особую важность всего того, что касается семейной политики, укрепления этого института общества. В России всегда многодетная семья была нормой, это приветствовалось. Но сегодня в стране “демографическая яма”: если в начале 80-х годов прошлого века средний коэффициент рождаемости в России был 2, 2, то сегодня он составляет лишь 1, 34. Первые робкие успехи, появившиеся в результате инициированной Президентом страны специальной демографической программы, – это только начало длительного процесса по исправлению тяжелой ситуации последнего времени.
Сергей Миронов назвал среди проблем, напрямую влияющих на состояние семьи и демографическую ситуацию, бедность, “навязываемые нам бездуховность, безнравственность, эгоистическое и потребительское отношение к жизни”. Все эти вопросы необходимо решать на государственном уровне.
На последнем аспекте сосредоточил внимание в своем докладе директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Сергей Дармодехин. Именно государственной концепции семейной политики сегодня, по мнению выступившего, нет. Политика в отношении семьи должна быть самостоятельным направлением в деятельности государства. Но, как отметил оратор, действующий Семейный кодекс регулирует лишь внутрисемейные отношения. Поэтому целесообразно дополнить его положениями, регулирующими социальные отношения семьи и государства. А модернизация семейного законодательства в целом должна обеспечить новое качество отношений общества и государства, укрепить институт семьи как единую социальную общность.
О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, проинформировала участников заседания директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития Ольга Шарапова. В частности, она сообщила, что на 11 апреля текущего года было принято около 500 тысяч заявлений на материнский капитал. Говоря о тенденциях, можно отметить такие положительные сдвиги в стране: за период с 2002 по 2007 год рождаемость на одну тысячу населения выросла с 9, 8 до 11, 3; смертность снизилась с 16, 3 до 14, 6; младенческая смертность с 13, 3 до 9, 4; естественный прирост повысился с минус 6, 5 до минус 3, 4. Вместе с тем в прошлом году число детей-сирот и оставшихся без попечения родителей составило около 730 тысяч.
Наверное, последняя цифра красноречивее всего характеризует неблагополучное состояние семейной политики в нашем государстве. Об этом говорит и тот факт, что с 2000 года доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, не опускается ниже 28 процентов. Растет и число семейных пар, состоящих в так называемом гражданском браке.
А ведь все может и должно быть по-другому, считает председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Она отметила, что при разработке семейного законодательства мы практически не учитываем положительного опыта других стран, следствием чего и является такое огромное количество неустроенных детей. В то же время, привела пример депутат, в США ежегодно вновь выявляется 70-80 тысяч детей-сирот, но в очереди желающих взять ребенка 150 тысяч, поэтому там практически не остается детей вне семьи.
Кардинально изменить ситуацию, по мнению директора детского дома №19 Марии Терновской, можно лишь усовершенствовав законодательство о патронатном деле и внедрив имеющийся передовой опыт. В частности, в подведомственном ей учреждении созданы соответствующие организационные механизмы, отработаны технологии восстановительной работы с кровными семьями и сопровождения принимающих семей. Причем 95 процентов детей до 15 лет успешно “вживаются” в семьи и уже не возвращаются в детский дом. Ныне существующие площадки по патронатному воспитанию уже готовы к тиражированию имеющегося опыта по всей стране, что позволит быстро и безопасно вывести детей из приютов и интернатов в семьи, одновременно создавая стройную систему сопровождения, при минимуме дополнительных бюджетных расходов. По убеждению директора, при реализации этих возможностей уже через 10 лет в стране отпадет надобность в детских домах. Но для этого, повторимся, необходимо усовершенствовать законодательство. В том числе оперативно внести соответствующие поправки в новый закон “Об опеке и попечительстве” , к чему и призывал Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-24.04.2008.-№29-3.-с.9