Открылось заседание Совета законодателей

2 июля 2008

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов проводит заседание Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета законодателей) на тему “Законодательное обеспечение противодействия коррупции”.


В заседании принимают участие Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, члены Совета Федерации, члены Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, руководители Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, члены Общественной палаты.


Выступая с докладом, Сергей Миронов сказал: “Наше сегодняшнее заседание посвящено законодательному обеспечению противодействия коррупции. И главное внимание мы, как парламентарии, должны сосредоточить на состоянии права в этой сфере.


Законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвол, – воистину рай для мздоимцев. Ещё М.Е. Салтыков-Щедрин писал: “При таких законах жизнь в России без взяток была бы невозможна”. А он-то был вице-губернатором, знал проблему, как говорится, изнутри. Сейчас мы наблюдаем ту же картину.


Вся беда в том, что мздоимство, как ржавчина, прочно въелось в сознание людей. В обществе сложилось представление, что с законом можно договориться, что решение любого вопроса  зависит от размера преподнесённого чиновнику “посула”.


Коррупция стала реально тормозить развитие нашей страны. Дальше с этим мириться нельзя. Полностью согласен с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который объявил борьбу с коррупцией одним из государственных приоритетов. Вы знаете, что по его инициативе был разработан Национальный план противодействия коррупции и создан Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации.


Глава государства предложил бороться с коррупцией системно, комплексно, причём не с последствиями, а с её причинами. Думаю, такой подход будет поддержан российским обществом.


Сегодня мы должны продумать совместную законодательную программу и первоочередные мероприятия по искоренению коррупционных проявлений в стране.  При этом важно в соответствии с принятыми международными обязательствами определить законодательно, что мы понимаем под коррупцией, коррупционным преступлением и правонарушением.


Все эти нормы должны стать предметом регулирования федерального закона “О противодействии коррупции”. Но его принятие – только начало создания системы антикоррупционного законодательства.


Изменения и дополнения должны затронуть практически все отрасли права.


Совершенствование федерального законодательства неминуемо повлечёт за собой развитие и законодательства субъектов Российской Федерации.  В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство. А на первом этапе – провести ревизию действующего федерального и регионального законодательства на предмет коррупциогенности.


Кстати, у нас в стране пока отсутствует единая методика проведения антикоррупционной  экспертизы законопроектов. Есть множество вариантов таких методик – от официальных (разработанных, например, Минюстом) до общественно-научных и индивидуальных. Пора обобщить накопленный опыт и законодательно закрепить критерии оценки законопроектов на коррупциогенность на всех стадиях законодательного процесса.


Это относится и к мониторингу действующего законодательства и правоприменительной практики. Ежегодно Совет Федерации представляет доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации. Но лишь малая толика предлагаемых рекомендаций оказывается востребованной и реализуется во внесённых законопроектах.


В качестве первоочередных мероприятий правового характера вижу: ужесточение уголовного законодательства за все коррупционные деяния; отмену условного наказания за такие виды преступлений; применение конфискации имущества за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов; превышение полномочий, незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности; служебный подлог; законодательное урегулирование порядка обязательного декларирования доходов и имущества не только должностными лицами, но и их близкими родственниками; распространение режима защиты свидетелей на лиц, оказывающих содействие борьбе с коррупцией.


Одновременно надо разработать и законодательно закрепить систему стимулов антикоррупционного поведения. В качестве поощрения для государственных и муниципальных служащих должен быть установлен гарантированный социальный пакет: например, достойная пенсия, квалифицированная медицинская помощь, возможность получить бесплатное дополнительное образование.


У нас в стране наметился существенный разрыв между стремительно развивающейся экономикой и старыми, отжившими, бюрократическими методами управления. Поэтому актуальной представляется корректировка организационно-правовых основ работы государственного и муниципального аппаратов.


Нужно принять федеральный закон “Об административных процедурах”, чётко регламентирующий деятельность исполнительных органов. В нём должны быть предусмотрены сроки и порядок исполнения должностных обязанностей, дисциплинарная ответственность государственных служащих за нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц.


Считаю необходимым максимально исключить личное общение чиновников с гражданами, постепенно вводя электронные формы документов и современные информационные технологии, образуя многофункциональные центры, работающие по принципу “одного окна”.


Нужно внедрять в государственных и муниципальных органах автоматизированные системы контроля прохождения и рассмотрения документов и принятия по ним решений. Этот процесс должен быть прозрачным и доступным для населения.


Предлагаю повысить статус Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Надо наделить его полномочием по координации антикоррупционной деятельности не только исполнительных, а всех органов государственной власти.


Как совы слепнут на свету, так и коррупция боится гласности. Принимая во внимание высокую степень общественной опасности должностных преступлений, предлагаю размещать информацию о лицах, осуждённых за совершение коррупционных преступлений, на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления.


Конечно, самое трудное в антикоррупционной работе – влияние на общественное правосознание.


И здесь не исчерпан потенциал бизнес-сообщества, политических партий, гражданского общества, средств массовой информации.


Пресса, радио, телевидение могут сделать  в противодействии коррупции больше, чем весь административно-чиновничий аппарат. В руках у медиа-сообщества самое эффективное  оружие – сила слова, образа, общественного мнения. Здесь необходима хорошо продуманная, психологически выверенная социальная антикоррупционная реклама. В сознании потенциальных мздоимцев должно отложиться: “взял взятку – сел в тюрьму”.


Сегодня, увы, не существует быстродействующего лекарства от коррупции. Есть только тяжёлая, кропотливая, ежедневная профилактическая работа. Во многом и от нас, законодателей, зависит её эффективность”. 


По материалам пресс-службы Совета Федерации.