Завершилась встреча с руководителями муниципальных средств массовой информации

16 мая 2008

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов встретился с руководителями муниципальных средств массовой информации.


Встреча прошла в рамках конференции “Информационное партнерство: власть-общество-СМИ”, организованной Фондом развития информационной политики совместно с Советом Федерации. В течение двух дней руководители муниципальной прессы обсуждали актуальные проблемы повышения эффективности работы местной печати.


Обращаясь к собравшимся, Председатель Совета Федерации отметил большое значение органов местного самоуправления, призванных решать самые насущные проблемы простых граждан. Муниципальная пресса, по его словам, сегодня наиболее полно востребована населением. Большинство россиян получает максимум полезных для себя сведений именно из этих средств массовой информации – городских, поселковых, районных газет. Люди черпают из них самую нужную для себя информацию, сказал Сергей Миронов.


Значительное внимание в своем выступлении Председатель Совета Федерации уделил вопросам реализации положений административной реформы в России. В частности, он коснулся проблем изменения порядка избрания губернаторов. “Помните, – обратился он к собравшимся, – звучали обвинения, что это отход от демократии. Однако я считаю, что предложенная схема является все-таки новой формой избрания, а не назначения. Главы администраций избираются своеобразной коллегией выборщиков, в мире такая практика хорошо известна. Депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации, – подчеркнул Председатель Совета Федерации, – это и есть своеобразная коллегия выборщиков”. Сергей Миронов в этой связи назвал абсолютно правильным решение Президента России Владимира Путина провести реформу местного самоуправления – беспрецедентного в российской истории перераспределения полномочий, прежде всего на местном уровне. При прежнем порядке формирования власти в регионах сделать это было очень затруднительно, сказал он, – добровольно делиться полномочиями никто не хочет. 


Остановившись на вопросах сотрудничества власти и средств массовой информации, Председатель Совета Федерации, в частности, отметил, что умная власть осознает значимость прессы и понимает необходимость “иметь перед собой зеркало, в которое не грех смотреться каждый день, и чужими беспристрастными глазами оценивать свою работу”. Однако, по его словам, не секрет, что иногда средства массовой информации подпадают в полную зависимость от местных властей, прежде всего финансовую и идеологически-политическую. По его словам, читатели и потребители информации – первые, кто это чувствует.


Касаясь проблем распространения печатной продукции, Сергей Миронов заметил, что государство поступило недальновидно, полностью устранившись от этого важнейшего аспекта своей деятельности. “У нас любят говорить о рыночной экономике, ссылаться на различные примеры так называемых развитых стран, – заявил Председатель Совета Федерации. – Практически все они уделяют этому вопросу самое пристальное внимание: в большинстве из них процесс подписки полностью находится под государственным контролем, доставка дотируется. Отечественная же почта, увеличивая тарифы, решает свои проблемы за счет потребителей. Результат – исчезновение многих средств массовой информации, которые становятся попросту нерентабельными”. Сергей Миронов сообщил, что на недавней встрече в Совете Федерации с главными редакторами региональных средств массовой информации была достигнута договоренность о подготовке поправок в федеральный закон о бюджете страны на ближайшие годы. Он проинформировал руководителей муниципальных изданий о данном Комиссии СФ по информационной политике и Комитету СФ по бюджету поручении внимательно рассматривать все поступающие от редакторов газет предложения.


Председатель Совета Федерации коснулся темы функционирования такого очень быстро растущего сегмента информационного рынка, как Интернет. По его мнению, создание сайтов районных и городских газет – веление времени. Он поделился собственным опытом общения в Сети. 


Отвечая на вопросы аудитории, глава верхней палаты российского парламента обратил внимание на необходимость сбалансированности предлагаемых прессой материалов. Я не призываю смотреть на мир сквозь розовые очки, заявил он, но недопустимо и обратное. Сергей Миронов привел такой пример: за последние четыре года количество преступлений против детей в России увеличилось в 25 раз. Причин, по мнению Председателя Совета Федерации, две: абсолютно беззубое уголовное законодательство и эфирная политика телевидения, которое смакует самые отвратительные сюжеты, за которые в Италии, например, закрывают телеканалы. “Если вы хотите разместить сообщение об открытии нового моста, его никто не возьмет, а если успеете сообщить, что этот новый мост рухнул, это обязательно покажут. Вас стимулируют рассказывать не о позитиве – он скучен, – а о любых ЧП: убили, сгорело, рухнуло… Поэтому это системный вопрос”, – резюмировал Председатель Совета Федерации.


Выход из сложившейся ситуации Сергей Миронов видит в создании общественных советов на телевидении. Такой законопроект, по его словам, практически подготовлен, сейчас он рассылается на экспертную оценку. Доводы о недопустимости вмешательства государства в информационную политику Председатель Совета Федерации парировал: в ходе избирательных кампаний вмешиваться можно, а при наступлении на физическое и нравственное здоровье нации нельзя? “Должна быть нравственная цензура, – заключил он. – Но как только цензурой займутся политики любого ранга она сразу же станет политической”. В этом у Сергея Миронова нет никаких иллюзий, поэтому этим, по его словам, должны заниматься именно общественные советы, сформированные из людей, к которым прислушиваются. Представьте себе, сказал Председатель Совета Федерации российского парламента: в “прайм-тайм” на экране появляется Александр Солженицын и говорит о том, что, увиденная миллионами людей в эфире та или иная передача, по его мнению, пошлая и мерзкая; и вот почему… Учитывая, что едва ли ни большая часть всей рекламы на ТВ – реклама зарубежных брендовых компаний, которые, кстати, очень дорожат своей маркой, Сергей Миронов полагает, что такой подход может способствовать изменению эфирной политики отечественного телевидения. По его мнению, иностранные рекламодатели совсем не заинтересованы в демонстрации своих товаров в программах, признанных аморальными. Таким образом, по его словам, может появиться возможность заставить руководство каналов задуматься о том, что они показывают.  


Позже состоялась церемония награждения лауреатов всероссийского конкурса среди муниципальных средств массовой информации. Награды победителям вручил председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.


По материалам пресс-службы Совета Федерации.