11 декабря 2007
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел заседание Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Открывая заседание, Сергей Миронов отметил принципиальную важность качественного образования каждого ребенка для будущей социальной адаптации, активного участия в профессиональной и общественной деятельности. Но в сфере образования для инвалидов, особенно профессионального образования, накопилось очень много проблем, констатировал Сергей Миронов.
Первая проблема, о которой сказал Председатель Совета Федерации, – нехватка специализированных образовательных учреждений, особенно учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования для инвалидов. Актуальным является расширение перечня профессий с учетом современных условий и реальных потребностей рынка труда.
Сергей Миронов отметил, что этот вопрос находится в ведении субъектов Федерации, однако во многих регионах он вообще отсутствует в перечне областных программ.
Невозможность для инвалида получить образование – это нарушение его Конституционных прав, как гражданина РФ. Общедоступность и бесплатность образования гарантируется каждому россиянину независимо от состояния здоровья.
Сергей Миронов предложил перейти на подушевое финансирования образования ( в том числе профессионального образования) для людей с ограниченными возможностями.
Вторая проблема – несовершенство коммуникативной среды. “Ни города, ни транспорт, ни образовательные и культурные учреждения не приспособлены для нужд инвалидов. Они испытывают нехватку общения, информационных источников, обучающей информации и профессиональной литературы. Отсутствие современных средств коммуникации делает инвалида отрезанным от внешнего мира”, – подчеркнул Сергей Миронов.
Источник всех проблем, по мнению Сергея Миронова, в неготовности самого общества к общению с инвалидами, восприятию и пониманию людей с ограниченными возможностями. Он считает необходимым взять курс на интегрирование детей-инвалидов в обычные образовательные учреждения – систему “инклюзивного обучения”.
“Надо, чтобы дети здоровые и дети с ограниченными возможностями были вместе с детского сада, со школы. Они должны научиться понимать друг друга, принимать человека таким, какой он есть, и по-доброму, с пониманием и уважением относиться друг к другу”, – заметил Сергей Миронов.
Социализации людей с ограниченными возможностями – это задача не только отдельных министерств, но и гражданского общества, и всего государства в целом.
По итогам заседания были приняты рекомендации в адрес федеральных и региональных органов власти.
В ближайшее время, отмечают участники заседания, необходимо принять целый комплекс мер, направленный на развитие сети учреждений профессионально образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготовку кадров для их обучения, создание Интернет-порталов, телевизионных образовательных каналов и программ с учетом потребностей инвалидов, организацию дистанционного образования.
Для реализации этих мер потребуются значительные финансовые средства. Но очевидно, отмечается в рекомендациях, что инвестиции в образование инвалидов оправданы. Именно в процессе обучения происходит интеграция в общество. Обеспечение доступности образования, особенно профессионального, это – путь повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и реализации их способностей, талантов на благо общества.
По материалам пресс-службы Совета Федерации.