Регионы прошли этап выживания. Пора развиваться

7 февраля 2008

На состоявшейся недавно встрече Президента страны Владимира Путина с руководством Совета Федерации глава верхней палаты Сергей Миронов высказался за необходимость скорейшего принятия закона о государственной региональной политике. При этом спикер обратил внимание на существенную дифференциацию регионов по уровню экономического развития: самые бедные и самые богатые субъекты разнятся по уровню внутреннего регионального продукта в 35 раз, по безработице – в 27 раз, по инвестициям в основное производство – в 135 раз, по обеспеченности жильём населения – в 3, 7 раза.


И не последней причиной такой ситуации является состояние законодательной базы в сфере региональной политики. Как следовало из недавно прошедших в Совете Федерации парламентских слушаний на эту тему, законы отстают от реалий жизни. В частности, Сергей Миронов подчеркивает, что страна прошла тот сложный период, когда региональная политика была полностью направлена на выживание, а затем на преодоление дезинтеграции страны. Теперь стоит задача – наполнить ее “принципиально новым содержанием, нацелить ее на гармоничное развитие всех территориальных сообществ – от муниципальных образований и субъектов Российской Федерации до крупных экономических районов и страны в целом”.


Предпосылки для этого есть – стабильный рост экономики и инвестиций, прогрессивные институты и инструменты государственного управления, переход на среднесрочное бюджетное планирование, запуск приоритетных национальных проектов, разработка масштабных инфраструктурных программ, направленных на экономический подъем крупных российских регионов. Также, в соответствии с указом Президента России, необходимые полномочия, ресурсы и рычаги влияния предоставлены обновленному Министерству регионального развития.


На этой базе необходимо построить то, чего сегодня пока нет, – сбалансированную систему взаимоотношений Центра, регионов и муниципалитетов. Для этого нужна новая региональная политика. “Наступило время для стратегического пространственного планирования развития страны” , – считает Сергей Миронов. И начинать эту работу надо именно с базового федерального закона “О государственной региональной политике в Российской Федерации”. Причем эта политика должна быть нацелена на главный конечный результат – качество жизни граждан.


К сожалению, качество жизни большинства россиян сегодня оставляет желать лучшего. И одна из главных причин этого – отсутствие по большому счету ответственности властей перед гражданами. Так, министр регионального развития Дмитрий Козак считает, что “должны быть конкретные механизмы, которые обеспечивают и политическую ответственность перед гражданами соответствующих властей, и юридическую ответственность перед вышестоящими органами власти в тех случаях, когда речь идет об исполнении законов и иных нормативно-правовых актов, распространяющихся на все органы власти”. В связи с этим министр признает целесообразным использование такого инструмента, как “показатели эффективности работы региональных и местных властей”. При этом он считает, что поощрять, предоставляя дополнительную финансовую помощь, нужно прежде всего тем регионам, которые более динамично развиваются. “Я вас уверяю, – говорит Дмитрий Козак, – что все руководители регионов, а для муниципалитетов необходимо тоже ввести такую систему, наперегонки бы боролись за то, чтобы улучшить показатели, а не за то, чтобы выпросить у нас денег”.


Однако даже при наличии денег и эффективных управленцев работа на конечный результат не оправдает ожиданий, если в рамках региональной политики не будет выстроена четкая и конкретная система планирования.


У представителей регионов немало претензий не только к самому законодательству, но и к процессу законотворчества. Так, заместитель председателя правительства Хабаровского края Александр Левинталь обращает внимание на порочную практику принятия отдельных основополагающих законов “под елку” , то есть под Новый год, когда уже все бюджеты приняты. В результате регионы ставят в такое положение, когда они вынуждены, исполняя свежеиспеченные федеральные законы, отрывать часть средств на это, недофинансируя ранее спланированные мероприятия. Видимо, именно поэтому у экспертов возникло даже такое предложение – принять закон об участии субъектов Российской Федерации в формировании федерального законодательства, чтобы федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые стратегии развития были взаимоувязаны и работали в унисон, а не, как это часто случается сейчас, вразнобой.


***


К сожалению, качество жизни большинства россиян сегодня оставляет желать лучшего.


И одна из главных причин этого – отсутствие ответственности властей перед гражданами.


Источник: "Парламентская газета" (Москва).-07.02.2008.-№006-007.-с.16