14 декабря 2007
Завершился официальный визит в Норвегию делегации Совета Федерации во главе с Председателем верхней палаты российского парламента Сергеем Мироновым. Специальный корреспондент “ПГ” рассказывает о том, как проходила поездка.
В гостях у Стортинга
От гостиницы, где расположились приехавшие в Осло российские журналисты, до построенного в середине XIX века здания норвежского парламента – Стортинга – рукой подать, и представители прессы преодолели этот путь пешком в считанные минуты.
Поразили невероятно чистые, откровенно контрастирующие с зимней Москвой улицы. Не менее удивило и крайне незначительное количество таких же чистых автомобилей как движущихся, так и припаркованных. Разговор об автомобилях не случаен, и мы еще вернемся к нему в конце этого репортажа.
Беседа Сергея Миронова с президентом Стортинга Турбьерном Ягландом проходила за закрытыми дверями. Выйдя по завершении к журналистам, они выразили удовлетворение ее результатами.
– Мы договорились развивать и укреплять связи между нашими двумя парламентами, – отметил Турбьерн Ягланд. – Господин Миронов пригласил меня в Россию. Это подтверждает значение, которое мы придаем нашим двусторонним отношениям.
– Со своей стороны, – добавил Сергей Миронов, – я обратил внимание коллеги на большие резервы прямого сотрудничества регионов России с регионами Норвегии, рассказал о площадках, на которых можно устанавливать новые контакты. Это Петербургский и Байкальский экономические форумы. Разумеется, моего коллегу интересовали итоги выборов в Государственную Думу. Я рассказал об их ходе и результатах, отметив историческое, без преувеличения, событие: впервые в новейшей истории России социал-демократическая партия стала парламентской партией.
Норвежское телевидение вполне предсказуемо интересовал традиционный вопрос о преемнике:
– Если Медведев станет президентом, а Путин будет премьером, кто практически будет управлять страной?
– Практически страной будет управлять Президент Российской Федерации, – последовал ответ Сергея Миронова с уточнением: – В соответствии с Конституцией.
На просьбу охарактеризовать Дмитрия Медведева Председатель Совета Федерации сказал:
– Я его очень хорошо знаю. Это современный человек демократических взглядов. Он специалист по гражданскому и, кстати, международному праву. Ему хорошо знакомы нюансы внешней политики России. Это человек с очень хорошим вкусом и чувством юмора. Проработав 17 лет в команде Владимира Путина, он взял очень многое из того, чем славится стиль нынешнего Президента России. Но, зная Дмитрия Медведева, уверен, что он привнесет очень много своего в стиль руководства такой большой страной, как Россия.
Венок к братской могиле
Военная тема прозвучала еще раз. Но по-особому. Без слов, только звуками труб и барабана почетного караула. Это произошло на кладбище “Вестре Гравлюнд” в Осло, где Сергей Миронов в присутствии президента Стортинга Турбьерна Ягланда возложил венок к монументу советским воинам.
Четырехгранная стела из серого гранита с барельефом советского солдата и надписью “Норвегия благодарит вас” на цоколе возвышается над братской могилой, устроенной после Второй мировой войны. В могиле покоятся останки 331 человека. Они погибли в лагерях военнопленных, находившихся в Осло и его пригородах. Имена 167 солдат не известны.
Монумент расположен сразу же за входом на кладбище, на отдельной территории. Все обустроено и ухожено. Наших солдат в Норвегии помнят.
Вектор товарооборота
Экономическая часть программы пребывания российской парламентской делегации в Норвегии началась с посещения офиса и беседы с руководством норвежского нефтегазового концерна “СтатойлГидро”, недавно получившего право участвовать в разработке газоконденсатного Штокманского месторождения. Затем был “круглый стол” с представителями деловой элиты страны.
Он проходил в офисе норвежского телекоммуникационного концерна “Теленор”. Огромное модернистское здание расположено на самой окраине Осло, можно сказать, уже в пригороде. Как выяснилось, это не исключение, а уже почти норма. Штаб-квартиры многих местных компаний размещаются подальше от центра города. Поэтому в городе нет автомобильных пробок.
Заместитель министра экономики и торговли Фроде Берге отметил динамичный рост товарооборота между нашими странами, подчеркнул значение подписанного недавно соглашения между Россией и государствами – участниками Европейской ассоциации свободной торговли.
– Рост ВВП России, – сказал Фроде Берге, – производит на нас глубокое впечатление. Со своей стороны, Норвегия, обладая знаниями, опытом и высокими технологиями, желает расширять свой бизнес в вашей стране.
Он считает, что Россия и Норвегия должны вместе противостоять общим вызовам в сфере безопасности энергетики и охраны окружающей среды.
Со своей стороны, Сергей Миронов подчеркнул важность такой встречи с представителями норвежского бизнеса, поскольку она позволяет согласовать вопросы экономического сотрудничества с его непосредственными участниками. Отметив, что за первое полугодие текущего года товарооборот между нашими странами вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 23 процента и составил 1,4 миллиарда долларов, он сказал, что эти показатели могли бы быть значительно больше.
В ходе дискуссии Сергею Миронову был задан вопрос о том, когда ожидается вступление России в ВТО.
– Мы прекрасно понимаем, – ответил глава российской делегации, – что ВТО представляет собой важный инструментарий развития мировой торговли. Все зависит от цены вопроса. Мы готовы вступать в эту организацию, но на тех условиях, на которых вступало большинство стран. Ряд отраслей российской промышленности, ее сельское хозяйство пока не готовы к свободной конкуренции на мировом рынке. Поэтому мы признаем всю привлекательность и целесообразность вступления России в ВТО, но не любой ценой.
Соседям легче договариваться
По окончании “круглого стола” Сергей Миронов еще раз пообщался с журналистами. Отвечая на вопрос корреспондента “Парламентской газеты” о его отношении к норвежскому опыту использования нефтегазовых финансовых поступлений в государственный бюджет, Председатель Совета Федерации сказал:
– Норвежский опыт весьма позитивен, и я думаю, что уже в ближайшем будущем, если российский народ изберет Президентом Дмитрия Медведева, а Владимир Путин согласится стать Председателем Правительства, многие элементы использования финансовых резервов, образуемых от продажи углеводородов, которые применяются в Норвегии, будут приняты и в России.
Говоря о другом проявлении норвежской специфики – масштабной вовлеченности государства в бизнес, Сергей Миронов заметил, что Россия за попытки идти по тому же пути серьезно критикуется Западом, а это ничто иное, как политика двойных стандартов.
– Мы не обращаем на это внимания, – сказал он, – потому что привыкли. Мы просто делаем свое дело.
Своими мыслями по поводу визита с автором этих строк поделились и члены российской парламентской делегации. Председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник сказал:
– Норвежский опыт перенимается в моем Ханты-Мансийском автономном округе. У нас – те же два процента коренного населения, как и в Норвегии. В Норвегии оленеводство дотируется государством, в нашем округе тоже. Но хорошо, что там есть деньги. А Федеральная целевая программа по развитию коренных и малочисленных народов предусматривает 250 миллионов рублей на всю страну.
Вечером у Председателя Совета Федерации было общение с соотечественниками в стенах посольства России. Но это большая и, пожалуй, отдельная тема. В заключение процитирую наблюдения Сергея Миронова по поводу особенностей норвежского парламентаризма.
– Заинтересовала, – сказал он, – одна архитектурная деталь, которая демонстрирует транспарентность работы Стортинга в прямом смысле слова. Я впервые увидел зал заседаний парламента, в котором есть окна, и окна большие. Любой гражданин Норвегии может свободно войти в здание Стортинга, пройдя, разумеется, сквозь рамку металлодетектора, и с балкона наблюдать за работой парламентариев. Но этого оказывается мало. Можно наблюдать и не заходя внутрь, прямо с улицы, через окна. И еще один штрих. Голосование у них всегда поименное. Тайное бывает крайне редко – когда выбирают президента Стортинга либо его заместителя. Или когда кто-то из депутатов потребует. А так, если ты голосуешь “за”, то просто нажимаешь кнопку и сидишь. А если “против”, то нажимаешь кнопку и встаешь. И сразу все видно.
Еще с одной занимательной особенностью норвежской политической жизни и просто жизни нам, журналистам, повезло познакомиться совершенно случайно. Поздним вечером мы зашли поужинать в маленький китайский ресторанчик, даже скорее закусочную самообслуживания. И вдруг на высоком стуле у стойки мы узнали сидящего… того самого заместителя министра экономики и торговли Норвегии, который вел “круглый стол”. Поздоровавшись, спросили, что его сюда занесло. Г-н Берге ответил, что захаживает частенько, поскольку находит неплохим качество здешних блюд.
Дальше – больше. На мой вопрос, много ли он вообще передвигается пешком, заместитель министра ответил, что именно так и поступает. Живет в пятидесяти минутах ходьбы от министерства – вот и ходит. Без охраны, разумеется. И приятно, и для здоровья полезно. А когда очень торопится или погода совсем скверная, может подскочить на автобусе.
– А на машине категорически не ездите?
– Нет. А зачем?
И то верно: зачем?
Источник: "Парламентская газета" (Москва).-14.12.2007.-№178-180.-с.2