Степень эффективности проводимой в России социальной политики справедливо оценить как нулевую

12 сентября 2012

На днях объявлено о планах Правительства РФ повысить минимальный размер оплаты труда (МРОТ). По словам вице-премьера по социальным вопросам Ольги Голодец, это повышение должно произойти с 1 января 2013 года.


Планируется, что МРОТ вырастет с 4.6 до 5.2 тысяч рублей. При этом никто почему-то уже не вспоминает об обещаниях Правительства РФ и функционеров “Единой России”, звучавших в период думской и президентской кампании. А ведь тогда делались широковещательные заявления, что в течение 2012 года МРОТ, дескать, будет повышен аж трижды и сравняется, наконец, с прожиточным минимумом. Кстати стоит напомнить, что соответствие МРОТ величине прожиточного минимума – не какая-то благая идея, а закрепленная Трудовым Кодексом норма, которая хоть и декларирована в законе, увы, никогда не выполнялась на деле. И сейчас выясняется, что Правительство не в состоянии обеспечить ее выполнение.


Новое значение МРОТ в 5,2 тысяч рублей – это лишь 76% от величины прожиточного минимума (нынешние 4,6 тысячи рублей – вообще лишь 67%). Если принять во внимание, что и сам прожиточный уровень, определяемый чиновниками по крайне скудному набору продуктов и услуг, позорно низок, то, полагаю, справедливо будет оценить степень эффективности социальной политики, проводимой ныне в России, как практически нулевую.


В русском фольклоре есть такой своеобразный жанр – “докучные сказки”. Это когда повествование ходит по одному и тому же кругу и ничем не заканчивается. Классический пример – известная сказка про белого бычка. Вот и МРОТ у нас словно тот самый “белый бычок”, который бредет куда-то, но никуда в итоге так и не приходит. Каждый раз, когда МРОТ повышается, чиновники преподносят это общественности как важное событие. Каждый раз людям пудрят мозги примерно такими комментариями: “Пусть повышение небольшое, но мы сдвинули дело с места, сделали шаг вперед, проявили заботу о гражданах” и т.д. Затем проходит время, инфляция вносит свои коррективы, и МРОТ, не имеющий четкого механизма индексации, вновь начинает больше и больше отставать от прожиточного минимума. Вся Ситуация по сути возвращается на круги своя. Можно вспомнить случаи, когда МРОТ повышался в 2 раза (в сентябре 2007), в 1,8 раз (в январе 2009-го), но что это по большому счету изменило? Да абсолютно ничего.


СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ давно и последовательно критикует всю эту конструкцию, основанную на МРОТ и прожиточном минимуме. По своей сути она бессмысленна и аморальна. Ведь совершенно понятно: невелика разница – 4,6 или 5,2 тыс. рублей. Ни на ту, ни на другую сумму прожить сегодня невозможно. Все эти игры с МРОТ не приносят никакой реальной пользы. Он не является эффективным инструментом ни для борьбы с бедностью, ни для чего иного. Он толком ни на что не ориентирует и ничего не стимулирует.


Разорвать порочный круг можно только одним способом – решительно сменив парадигму подходов к сфере оплаты труда и критериям уровня жизни населения. Надо вводить, как это сделано во многих европейских странах, почасовую оплату труда с определенными видами повышающих коэффициентов. Вместо бесполезного МРОТ и прожиточного уровня надо переходить к системе социальных стандартов, размер которых будет зависеть не от волюнтаристских решений чиновников, а от общей ситуации в экономики, достигнутого среднего уровня зарплат и т.д.


Понятно, что правящей верхушке и “Единой России” очень невыгодно отказываться от “белого бычка” по имени МРОТ. Ведь сразу рухнет система, заточенная на маскировку истинной глубины той социальной пропасти, в которой находится огромное количество россиян. Сразу обнаружится, к примеру, что за чертой бедности у нас живет вовсе не 13,5 процентов граждан, как считается по официальной статистике, а гораздо больше. Сразу же станет очевидно, что тот же минимальный заработок должен быть выше как минимум раза в три. Тем не менее – рано или поздно – решаться на реформы в сфере оплаты труда придется. Ведь терпение народа не беспредельно.