Профессии "PR-специалиста" исполняется 19 лет

28 июля 2012

Считаю, что негативным ореолом вокруг PR-специалиста, как персоны непременно отрицательной, цинично “жонглирующей” фактами под звон кошелька заказчика мы, наверное, обязаны 90-м годам. С появлением рынка в России профессия долгое время оставалась в ряду “теневых”, а слова “пиар”, “маркетинг”, “реклама” были “чужды” постперестроечной экономике и уж, тем более, общественной жизни.


Еще один краткий экскурс в историю: несмотря на это, сама профессия, конечно же, существовала, но представители ее варились в “собственном соку” (тут не могу не вспомнить занимательную пародию на пиарменов 90-х, которую создал В. Пелевин в своей книге “Generation П”). Услугами тех, кого мы сегодня называем “PR-менеджерами” пользовались представители отечественного шоу-бизнеса, политики, бизнесмены. Западные компании, желая “снять сливки”, привозили на наш рынок самые обманчивые слоганы и агрессивные рекламные концепции. О соблюдении профессиональных морально-этических “кодексов чести” PR-специалистов тогда, конечно, же, говорить не приходилось. Хотя, в западном мире  – сегодняшние пиармены, конечно, знакомы с этим занятным фактом – к тому времени осознание необходимости их соблюдения  как неотъемлемого элемента работы пришло вполне.


Но давайте вспомним 2000-е. С уходом со сцены “малиновых пиджаков” и зарождением все-таки более цивилизованного рынка, назрела необходимость менять ситуацию – в первую очередь, законодательно. В первые годы моей работы на посту Председателя Совета Федерации, в начале 2000-х, мы с президентом Российской ассоциации по связям с общественностью Мариной Анатольевной Шишкиной (студенты и выпускники “связей с общественностью” знают ее как автора учебных пособий) приводили немало доводов тогдашнему министру труда и соцразвития Александру Петровичу Починку в пользу введения отдельной специальности. В итоге – победа: уже в 2003 году профессия “специалист по связям с общественностью” была лицензирована.  Выпускники уже получали дипломы, соответствующие реальным знаниям, а не “оторванные” от полученного образования и будущей профессии. В молодежной среде нашлось немало желающих получить диковинную специальность: много “светлых” и неиспорченных ребят, стремящихся стать уже не частью криминального мира, а грамотными специалистами в своей области!


Сегодня, спустя 19 лет, наблюдая развитие профессии, что называется, “с пеленок”,  могу сказать что, хотя, лжи и грязи остается еще немало, мы наблюдаем зарождение в России “цивилизованного пиара”. Профессия прошла уникальный, самостоятельный путь, прижившись в российской действительности. А это не мало, это – главное.


Очень важно, что сегодня, c распространением Интернета и СМИ, с изменением самого мирового уклада, возможности пиара в целом, и самых PR-специалистов в частности становятся непрогнозируемы, по сравнению с тем временем, когда пиармены просто “накручивали” сиюминутную прибыль. Судите сами: сегодня всего лишь один отзыв в Интернете может коренным образом повлиять на судьбу идеи, проекта, компании – десятков людей! Да и примеры, когда PR-компания, по сути, решала судьбу проекта знает, наверное, каждый.


Вспомните, того же Стива Джобса, в уникальной манере “раскрутившего” Ipod, Iphone, а затем и Ipad в пору, когда аналогов таких устройств выпускалось немало. Вспомните Чулпан Хаматову, спасшую сотни детей благодаря своему участию в фонде “Подари жизнь”. Может быть, грубо называть этих людей “пиарменами”, да и не преследуют они такой цели. Но идея  того, какие результаты могут быть достигнуты, благодаря “продвижению в общественной сфере”, я думаю, ясна. От себя только могу пожелать современным пиарменам “загораться” благими идеями – как показывает история, именно они меняют мир и остаются в веках.