Суть общественного телевидения – нести людям всю правду об общественных процессах

19 апреля 2012

18 апреля 2012 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании в стране общественного телевидения. Заработает оно с 1 января 2013 года. Своими взглядами на проблему общественного телевидения в своем блоге поделился Лидер Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов:


– Отдадим Президенту должное: он обещал – он выполнил. Вместе с тем я бы пока воздержался от ликований по данному поводу. Сам по себе Указ – лишь начало процесса. Впереди масса проблем, и не только технических.


Суть вовсе не в том, чтобы повесить на какой-то телеканал вывеску “общественное телевидение”. Суть в том, чтобы само общество признало этот телеканал общественным, то есть таким, где адекватно отражаются не провластные, не коммерческие, не клановые, не групповые, а именно общественные настроения и интересы.

Главный критерий – независимость от влияния государства, а если точнее – от весьма циничных методов управления и манипулирования телевидением, исходящих от правящей элиты и бюрократии. Разного рода “черные” списки, стоп-листы, использование ТВ в качестве “пропагандистской дубинки” и средства оболвания народа – это всех уже просто достало. Поэтому многих смущает, что будущий общественный телеканал по Указу предполагается финансировать из бюджета. Вспоминают при этом присловье “кто девушку ужинает, тот ее и танцует”.

Надо, однако, признать: пока для России бюджетное финансирование – вариант вынужденный и, пожалуй, единственно возможный. Но тут я бы обратил внимание на зарубежный опыт. В мире есть страны (к примеру, Канада), где общественное ТВ существует на бюджетные деньги, но при этом совершенно независимо от Правительства, парламента и других госструктур. Весь вопрос в продуманности финансовых схем, ну и, конечно, в четких, законодательно прописанных гарантиях, которые бы напрочь исключали всякое влияние и давление со стороны чиновников. Вот почему указ указом, но я считаю, что нам не обойтись и без принятия специального Федерального закона “Об общественном телевидении”, где бы эти гарантии были надежно и официально закреплены.

Невольно вспоминается случай, происшедший на днях на телеканале “Культура”. Показывали церемонию вручения театральной премии “Золотая маска”. Известный режиссер Кирилл Серебренников при получении награды позволил себе такую фразу: “Эту премию я хотел бы посвятить людям, которые борются в России за справедливость: которые делают это на площадях, сидят за нее в тюрьме, которые за нее голодают”.  Казалось бы, что такого крамольного он сказал? Но “перестаховщики” при телепоказе уполовинили фразу режиссера, убрав и “площади”, и “голодовки”. И это в тот момент, когда вся страна с пристальным вниманием следит за событиями в Астрахани, за ходом бессрочной политической голодовки, которую ведут в знак протеста против выборных фальсификаций на муниципальных выборах член СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ Олег Шеин и его товарищи! Вот если такая цензура войдет в практику на общественном телевидении – будет крах! Ведь суть общественного телевидения в том, чтобы нести людям всю правду об общественных процессах, в том числе и ту, которая не по нраву властям. Тут должна максимально объективно даваться вся палитра существующих в стране интересов, настроений, событий, фактов и мнений.

Некоторые считают, что общественное телевидение, мол, надо деполитизировать, что передачи на острые общественно-политические темы тут вообще ни к чему. Это в корне неверно. Политика – та сфера, где в концентрированном виде проявляются, сталкиваются, борются и консолидируются важнейшие общественные интересы. Уйти от этого – значит оторвать общественное ТВ от самой жизни.


Я думаю, что все как раз наоборот: общественное ТВ только тогда станет по-настоящему интересным и авторитетным в глазах россиян, когда они увидят в нем широкую трибуну общественно-политических дискуссий, образцовую площадку равного доступа, равной конкуренции, эталон открытости, непредвзятости, всестороннего и честного информирования. Другое дело, что все это должно подаваться без крика, без грязи, скандалов, которых полным-полно на различных ток-шоу других телеканалов. Одна из миссий общественного ТВ, на мой взгляд, заключается в том, чтобы учить людей культуре дискуссий, в том числе политической культуре.

Что категорически противопоказано общественному ТВ, так это реклама, ориентация на рейтинги, пипл-метры, коммерческие доходы и т.д. Главный ориентир – интересы гражданского общества. Общественное телевидение должно быть современным, высокотехнологичным, тесно связанным с миром Интернета, но в то же время опираться на лучшие традиции отечественного телевидения. Оно должно научиться отсекать грязь, пошлость, безнравственность, бездумную развлекуху, культ гламура и потребительства и повернуться к главному предназначению телевидения – просвещению народа. Поэтому в том самом законе об общественном ТВ, о котором я упомянул, было бы полезно зафиксировать обязательную долю образовательных, научно-популярных, познавательных программ и фильмов в сетке вещания будущего канала.

И в заключение скажу еще одну важную вещь. Конечно, хочется верить, что новое общественное ТВ станет, образно говоря, тем тягачом, которое потянет за собой качественный уровень всего нашего телевидения, начнет вытаскивать его из болота безнравственности и безудержной коммерциализации. Но все же одним телеканалом, даже самым замечательным, всю ситуацию на ТВ не оздоровить. А значит, мое давнее предложение о создании общественных советов на ТВ становится еще актуальнее. Нужен и общественный телеканал, и общественные советы на других каналах. Они могут и должны дополнять друг друга.