Девяносто восьмое заседаниеСовета Федерации (хроника)

27 ноября 2002

27 ноября.
Кириллица – основа государственных языков России.
Первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Валерий Кадохов представил законопроект «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов РФ».

Представленный законопроект определяет, что в России алфавиты государственного языка РФ и государственных языков субъектов Федерации строятся на основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственных языков могут устанавливаться только федеральным законом. Принятие закона позволит обеспечить равный доступ гражданам к государственной, официальной и деловой информации, что, по мнению В.Кадохова, укрепит принцип федерализма в России. Он особо подчеркнул, что Конституционное право народов России на использование родного языка не затрагивается. Сообщив о положительных заключениях Комитетов СФ по данному закону (за исключением Комитета по местному самоуправлению), В.Кадохов предложил членам СФ одобрить данный закон.

После выступления докладчика последовали дебаты, вызванные особой позицией членов Совета Федерации от Республик Карелии и Татарстана. Виктор Степанов и Юрий Пономарев обратили внимание на отсутствие в кириллице графических обозначений ряда звуков карельского языка, что изменит значение части слов и остановит само развитие языка. В Карелии, по информации Ю.Пономарева, готовится законодательный акт о признании вторым государственным языком карельского. Виктор Степанов напомнил историю вопроса о введении карельской письменности в республике, с которой началось собирание русских земель. Даже «при так называемом тоталитарном режиме», подчеркнул он, этот вопрос решался более грамотно – на основании экспертных заключений лингвистов. Сохранение уникально письменности языка финно-угорской группы, по мнению сенатора, является принципиальным вопросом для карелов. Исчезновение графического изображения ряда звуков может стать психологической травмой и обернется потерей доверия к федеральным властям, подчеркнул он возможные последствия данного закона для региона, который он представляет в СФ. Более того, Конституция РФ не дает полномочий федеральным органам вторгаться в языковой вопрос на территории субъектов РФ, обратил он внимание на юридический аспект.

Эту точку зрения разделяет и председатель Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Рафгат Алтынбаев, представитель Республики Татарстан. «Устанавливать свою собственный язык – это прерогатива субъекта РФ», – сказал он. Вторжение в этот вопрос является нарушением Конституции, и введение своих собственных языков в субъектах РФ не разъединяет народы. Такова позиция Рафгата Алтынбаева.

Другие члены Совета Федерации выступили в поддержку представленного закона об установлении единой буквенной основы государственных языков в РФ. Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Юрий Шарандин высказал удовлетворение тем фактом, что в ходе дискуссии проявились позиции Карелии и Татарстана. В первом случае, заметил он, мы имеем дело с уникальной письменностью и культурой, которую надо сохранить. В Татарстане, высказал он свое мнение, «тихой сапой» проводятся процессы дезинтеграции с помощью языковой политики. Вопрос должен решаться законным путем – дается 12 месяцев для внесения субъектами РФ проектов законов об установлении иной графической основы алфавита – этим сроком и надо воспользоваться Карелии и Татарстану, считает Ю.Шарандин. Представитель Республики Удмуртия Виктор Шудегов, глава Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, заявил, что данный закон не только не ущемляет, но и защищает права народов России. Законодатели в регионах сегодня, в отсутствии ФЗ, могут принять любое решение, пояснил он свою позицию, ввести по собственному усмотрению иные графические основы алфавита, вплоть до китайских. В.Шудегов назвал такую возможность, когда на новом языке появятся книги, пресса и школьные курсы «образовательной диверсией» и обратил внимание на ее материальный и моральный вред. Председатель Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности палаты Владимир Кулаков обратил внимание на активное заселение дальневосточных территорий гражданами Китая, что делает особенно актуальным законодательную защиту кириллицы, как основы российского языка.

Глава Комиссии СФ по регламенту Николай Тулаев напомнил о том, что предыдущая редакция закона «О языках народов РФ» принималась в 1998 году по инициативе Калининградской области. Именно Калининград, который Тулаев представляет в СФ, первый столкнулся, по его словам, с «угрозой эрозии государственного российского языка». Введение в республике иного алфавита помимо кириллицы путем принятия Федерального закона обеспечит, по мнению Н.Тулаева, единство страны, позволит избежать хаотичности и не согласованности с интересами государства. Первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник, представляющий в СФ Ханты-Мансийск, сообщил о полной поддержке закона комитетом. Также в пользу законопроекта выступил полномочный представитель Президента в Совете Федерации Виктор Хижняков.

Русских, а они составляют около 70% в Карелии и 40% в Татарстане, нельзя отрывать от своего языка, сказал в заключении дискуссии В.Кадохов. А закон нужен, чтобы «избежать разброда и шатания». После заключительного слова Валерия Кадохова, в котором он пояснил ситуацию в Карелии и Татарстане, состоялось голосование.

Закон одобрен 122 голосами при 5 воздержавшихся и 3 голосах «против».

* * *
В.Горегляд: Кириллица не ущемляет конституционных прав народов РФ, а, напротив, способствует их реализации.
Первый заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд не разделяет опасений ряда субъектов РФ, что одобренный на заседании верхней палаты парламента 27 ноября федеральный закон о внесении дополнений в ст.3 закона РФ “О языках народов Российской Федерации” ущемляет интересы отдельных народов и народностей. За одобрение этого закона проголосовали 108 членов СФ, против – 5, воздержались 6 членов СФ.

“Закон ни в коей мере не противоречит Конституции РФ и действующему в стране законодательству. Напротив, он создает реальные условия для реализации конституционных прав”, – заявил журналистам В. Горегляд. “Острую дискуссию” в палате по обсуждению закона он объяснил тем, что “в ряде субъектов Федерации – в Татарстане, Республике Карелия, сложилась иная правоприменительная практика”. Но в последней, например, карельский язык – “титульный, а не государственный”, заметил вице-спикер СФ. Сообщив, что лично он проголосовал за принятие закона, В.Горегляд расценил как “сильный аргумент” в пользу этого и то обстоятельство, что абсолютное большинство регионов, где проживают коренные национальности, высказались за кириллицу как графическую основу алфавита государственного языка РФ.

* * *
Товарные знаки – под защитой государства.
Председатель Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганес Оганян представил ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Актуальность принятия данного закона, как пояснил О.Оганян, связана с появлением новых международных стандартов в сфере охраны товарных знаков и практикой применения действующего законодательства. Россия подписала ряд международных соглашений, в частности Соглашение с ЕС, где есть пункт об охране интеллектуальной собственности. Необходимы такие изменения, сказал докладчик, как указание места производства вин и крепких напитков, нормы по уничтожению контрафактных товаров за счет нарушителей. Законом усиливается защита так называемых «общеизвестных товарных знаков», вводятся меры борьбы с недоброкачественной конкуренцией. В частности, дал пояснение О.Оганян, прописываются нормы отказа от регистрации товарных знаков, например, при попытке использования в качестве товарных знаков объектов культурного наследия России. Все вопросы в этой сфере будет регулировать уполномоченный федеральный орган Палата по патентным спорам, это будет единственный орган вместо существующих двух, сообщил О.Оганян.

Выступившие в прениях сенаторы Владимир Слуцкер, Валентин Завадников, Дмитрий Бедняков отмечали необходимость дальнейшей работы в данном направлении, отмечая существующий пробел в Гражданском кодексе. Как сообщил генеральный директор федерального агентства «Роспатент» Александр Корчагин, уже завершается работа над новой частью ГК РФ по интеллектуальной собственности. С ее введением в действие будут сняты многие вопросы.

А вопросы у членов СФ по представленному закону о регулировании проблем, связанных с товарными знаками, действительно были. Как концептуальные, так и частного характера. В.Слуцкер отметил, что решения по спорным вопросам по товарным знакам решаются не судебными, а ведомственными органами. Не определено должны образом понятие «общеизвестный товарный знак». Д.Бедняков предложил отклонить закон по ряду оснований. Фактически, по его мнению, законом предусматривается скрытое лицензирование патентных поверенных путем регистрации их в Патентном бюро. Закон предполагает возможность зарегистрировать «общеизвестность» того или иного товарного знака через определенную процедуру, что расходится с содержанием международных соглашений. В.Слуцкер выразил опасение в связи с имеющим место «вторжением в неурегулированную область гражданского права». С принятием закона существующие скандальные ситуации на рынке не разрешить, считает он, ведь закон «все концентрирует в руках административного органа».

Поддержал закон полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Гарри Минх, выразив уверенность в том, что закон поможет урегулировать многие проблемы в сфере регистрации и использования товарных знаков.

В заключительном слове О.Оганян снял опасения насчет запрета на использование таких названий как «коньяк» и «шампанское», высказанных во время дебатов Д.Бедняковым. Они рассматриваются как вид товара, а не собственно товарный знак. Так что такие слова производители имеют право поставить на своих фирменных этикетках. Особо отметил О.Оганян то, что закон модернизирует российское законодательство перед вступлением в ВТО.

Закон одобрен 99 голосами при 10 «против» и 14 воздержавшихся.