25 октября 2002
25 октября. Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совет законодателей) обсудил проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Заседание Совета законодателей России 25 октября 2002 г. было посвящено проблемам совершенствования правового регулирования межбюджетных отношений и развития бюджетного федерализма. Вел заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В своем вступительном слове он сделал акцент на главном принципе, который должен соблюдаться при построении межбюджетных отношений – соблюдение интересов страны и каждого субъекта РФ. Сергей Миронов обратил внимание на перегруженность региональных и местных бюджетов различными обязательствами для исполнения которых у них нет финансовых возможностей. В том числе перегруженность обязательствами, возложенными на регионы и муниципалитеты из Центра федеральными законами, отметил он.
Обобщая точку зрения регионов и их предложения, с основным докладом выступил глава комиссии Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Николай Воронин, председатель Свердловской областной Думы. Он подтвердил конкретными фактами озабоченность председателя верхней палаты тяжелым положением региональных и местных бюджетов.
Предоставление льгот по федеральным законам (более 120 законодательных актов), повышение зарплаты по решению федеральных органов власти ложится в основном на региональные и местные бюджеты, что нарушает ст.84 Бюджетного кодекса РФ. Во многих субъектах Федерации сегодня расходы бюджетов на 50-60 процентов состоят из зарплаты бюджетников, в то время как местным властям вменяется в обязанность оплачивать из своих бюджетов 37 видов льгот. Общая стоимость льгот и пособий, установленных федеральными законами в расчете на 2002 год – 6,2 триллиона рублей, а размер консолидированного бюджета – 3,6 триллионов.
В итоге, отметил докладчик, опираясь на данные поступившие из регионов, возникает общая для многих субъектов РФ социально-экономическая проблема – недофинансирование социально значимых расходов, сокращение объема и качества бюджетных услуг, рост кредиторской задолженности региональных и местных бюджетов. Растет кредиторская задолженность Центра перед бюджетами субъектов РФ по финансированию законов социальной направленности. В Смоленской области на 1 октября эта задолженность составила 119,3 млн. руб., в Курганской – 250 млн. руб., во Владимирской области – более 300 млн. рублей. А по судебным искам граждан отвечать приходится местным властям, заметил Н. Воронин.
Проведение налоговой реформы, высказал докладчик главную озабоченность региональных законодателей, в течение последних четырех лет привело к снижению доли налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в консолидированном бюджете с 54 до 43 процентов в 2001 году. Централизация финансовых ресурсов и рост федеральной финансовой помощи (с 9% в 2000 г. до 15,9 в 2001 г.), обратил он внимание, снижает самостоятельность региональных бюджетов. Доля собственных доходов в региональных бюджетах снижается и в настоящий момент составляет меньше половины от объема бюджета в 22 регионах. Лишь 14 субъектов РФ, сообщил Н. Воронин, обеспечивают самостоятельно свыше 90% собственных доходов.
Действующее федеральное законодательство чрезмерно ограничивает налогово-бюджетные полномочия органов власти субъектов РФ, акцентировал докладчик. Местные налоги и сборы покрывают лишь 15% расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Говоря об актуальности этой проблемы, Н. Воронин привел для сравнения данные: в 1998 году в России действовали 23 местных налогов и сборов, доходы от которых составляли 97% всех доходов муниципальных образований. В настоящее время осталось только 7 местных налогов, размер которых устанавливается федеральным центром с ежегодным «изменением правил игры», а доля доходов от местных налогов снизилась до 2%.
Причем на федеральном уровне, особо подчеркнул докладчик, остаются наиболее стабильные налоги (НДС, таможенные платежи и акцизы). Регионам остаются наиболее трудно собираемые налоги, такие как налог на прибыль. При этом, по данным Воронина, 64% доходов от налога на прибыль концентрируется в 12 регионах, из них 32% – в Москве и Санкт-Петербурге. Такое нерациональное распределение налоговых доходов усиливает социально-экономическое неравенство регионов.
Системные ошибки в методике распределения средств из Фонда поддержки регионов усугубляют ситуацию. Глубоко дотационные территории имеют возможность существовать лучше, чем регионы – условные доноры. В «донорских» областях – Новосибирской, Кемеровской, Иркутской – бюджетная обеспеченность на одного жителя области составляет 4,% тыс. руб., сообщил докладчик, а в «дотационной» Бурятии – 7,8 тыс. руб., в Тыве – 10,8 тыс. рублей.
Действующая налоговая система и нынешние межбюджетные отношения лишают субъекты Федерации стимулов, ресурсов, рычагов для проведения собственной инвестиционной политики поддержки региональных инвесторов всех форм собственности. Беспокоит то, отметил докладчик, что исчезает возможность конкурировать за привлечение бизнеса и инвестиций в территории.
В завершении выступления, Николай Воронин высказал от имени ряда регионов предложение – принять закон о нормативах финансовых затрат на предоставление бюджетных услуг, заметив, что аналогичные акты уже действуют в ряде регионов. Также необходимо принять законы, устанавливающие административную или угловую ответственность региональных и местных органов власти за нарушения бюджетного законодательства, не целевое использование бюджетных средств, финансовые злоупотребления. Как механизм стимулирования активности регионов, Свердловская область предлагает ввести возврат средств региональным бюджетам размере 25% от сумм поступивших из региона в федеральный бюджет сверх плановых назначений. Эти и другие предложения сформулированы в итоговом документе, который был принят Советом законодателей.
Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин проинформировал участников заседания о практике построения межбюджетных отношений на сегодняшней момент и перспективах появления новых подходов к решению этого вопроса. Стратегию реформы местного самоуправления подробно осветил в своем выступлении заместитель руководителя администрации Президента РФ Дмитрий Козак.
В дебатах по окончании основных докладов выступили заместитель председателя Комитета СФ по бюджету Владимир Петров, председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Валерий Кечкин, председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Василий Сондыков.
В. Петров в своем выступлении подчеркнул, что в бюджетном законодательстве страны наиболее сложная тема – межбюджетные отношения. Сенатор отметил, что решению вопросов в этой области мешает незавершенность налоговой реформы, отсутствие законодательства по разграничению доходов между федеральной и региональными властями. «В бюджетной системе наметился явный перекос в сторону федерального бюджета. Необходимо скорректировать бюджет в пользу субъектов РФ по определенным технологиям», – заметил В.Петров.
В. Кечкин считает, что «любителей покомандовать регионами из центра много, но экономика страны может развиваться только с развитием регионов». «Разрушенная экономика так и будет в руинах, пока в федеральном центре не поймут, что становление экономики начинается со стимулирования низовых муниципальных ячеек», – сказал руководитель региона. Он остановился на опыте Мордовии в этой области.
В. Сондыков коснулся важных для региона вопросов дорожного строительства и распределения доходов между центром и субъектами Федерации в исследованиях нефтяных месторождений и добычи нефти.
В связи с террористическим актом в Москве члены Совета законодателей приняли обращение к гражданам России, призвав всех хранить мир и уважение друг к другу в нашем многонациональном государстве.