Либерализация партийного строительства должна сопровождаться обновлением правил и условий деятельности партий

20 марта 2012

Российская партийная система на пороге очередной трансформации. Десятки организационных групп готовы приступить к созданию новых партий, как только вступит в силу обновленное законодательство. Но будет ли это способствовать подлинному, в интересах общества, развитию политической системы страны, более полному представительству граждан во власти? Не случится ли так, что наличие множества партий, между которыми будут распыляться голоса избирателей, будет только поддерживать доминирование одной “партии при власти”, как бы она ни называлась?


Я считаю, что все эти вопросы могут быть сняты, если либерализация партийного строительства будут сопровождаться законодательным обновлением правил и условий партийной деятельности.


Напрашивается как минимум несколько насущных изменений.


Во-первых, допуск на выборы коалиций, партийных блоков. Это вещь самоочевидная. Десятки партий в избирательных бюллетенях открывают простор для манипуляций при подсчете голосов и искусственно облегчают удержание позиций доминирующей партии.


Во-вторых, снижение проходного барьера на выборах всех уровней – чтобы никогда и нигде не повторялась ситуация с выборами в Московскую городскую Думу два года назад, когда запретительный порог позволил пройти в Думу только двум партиям, и в результате “отсечения” остальных единороссы получили 90% мест в Мосгордуме. И это в городе, который недвусмысленно продемонстрировал недавно свое отношение к “партии власти”!


Наконец, должен быть установлен некий “входной билет” для прохождения партий на федеральный политический уровень. Например, чтобы к выборам в Государственную думу допускались только партии, имеющие фракции в определенном количестве региональных законодательных собраний и местных органов представительной власти.


Политические барьеры против хаоса в партийной жизни предпочтительнее барьеров административных.  Но партийная жизнь не должна превращаться в бег с барьерами. Ее законодательная регламентация должна быть направлена на более полное представительство интересов всех слоев общества, на справедливую и честную политическую конкуренции.


 Мы, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, к такой конкуренции готовы, мы готовы работать в новой политической реальности.