Россия – курс на справедливость

27 января 2012

За последнее десятилетие мир радикально изменился и продолжает стремительно меняться. В современных условиях любой политический режим, не допускающий изменений и трансформаций, становится тормозом развития. Надо решительно отказываться от всего устаревшего, заскорузлого, насквозь прогнившего.


Последние 10 лет российская власть поддерживала стабильность. Но эта политика полностью исчерпала себя. Чтобы успеть за временем, надо включаться в перемены.


Я убежден: стабильность – не цель политики, а ее результат. Когда само общество находится в движении, когда развиваются его политические и гражданские институты, а человек получает возможность реализовать себя и обустроить свою жизнь.


Но что мы видим у нас? Наболевшие проблемы страны не решаются годами. Доминирует порочная практика подновления старого и латания дыр.


Что дает мне основание так утверждать?


За прошедшие 10 лет в стране не было ни одной результативной реформы. Из двухсот с лишним принятых федеральных программ и подпрограмм большинство так и осталось лежать на полках.


“Дело взято на контроль” – пожалуй, самая расхожая фраза в исполнительной власти. Но за ней – ровным счетом ничего. Сказано – в данном случае вовсе не означает, что будет сделано.


Подавляющее большинство разоблачений в средствах массовой информации не приводит к каким-либо административным или юридическим последствиям. Во всех демократических странах по результатам журналистских расследований начинается прокурорская проверка. А у нас – бумага все стерпит. Хотя иногда случается имитация активной деятельности.


Не решаются даже те проблемы, которые очевидны и вызывают нарастающее раздражение в обществе: “мигалки”, “пробки”, “сосули”, чиновничье хамство, снос исторических памятников, ЕГЭ.


В политическую жизнь вернулась, казалось бы, уже забытая кампанейщина. Сначала под звуки фанфар создается Общественная палата, потом этот проект задвигается и вместо него возникает новая идея-фикс – “большое правительство”. Мы каждый раз начинаем все сначала, строим все заново, вместо того чтобы развивать уже действующие гражданские институты.


Административная реформа провалилась. Чиновничья олигархия фактически приватизировала государство и установила тотальный контроль над денежными потоками. Паразитизм элиты стал притчей во языцех. Высокопоставленные чиновники и их семьи на виду у всех кормятся от лоббируемого ими бизнеса.


Топчется на месте политическая реформа. Давление партии парламентского большинства на своих оппонентов становится все более агрессивным и циничным. Любое гражданское выступление мажется одним “оранжевым дегтем”. Но навязываемые конспирологические схемы лишь закрывают понимание того, почему общество пришло в движение.


Не сложился новый политический курс в инновационной сфере. За четыре года правительству так и не удалось создать точки несырьевого роста экономики. Бюджет, построенный на $100 за баррель нефти, в любой момент рухнет из-за резкого снижения цен.


Государственная корпорация “Роснано” и проект “Сколково” рискуют превратиться в единичные красивые витрины, если не просто в кормушки для чиновников. Продолжается отток наших ученых и специалистов за рубеж, в ведущие центры технологического развития – ЕС, Китай, США, Японию.


В международных рейтингах инвестиционной привлекательности наша страна ближе к концу, чем к началу списка. Это значит, что пресловутая открытость российской экономики содействует только утеканию капиталов и никак не способствуют их притоку. Чистый отток из России за 10 месяцев 2011 года достиг $64 млрд. По итогам года ЦБ прогнозирует $70 млрд, повысив первоначальный прогноз вдвое. Эксперты считают, что из страны уйдет как минимум $80 млрд.


По данным МВД за2010 год и I квартал 2011 года, из России по сомнительным основаниям и каналам было выведено 5 трлн рублей – это свыше 11% ВВП страны.


Доходы богатейших россиян по большей части аккумулируются на счетах офшорных компаний. Эти компании владеют активами олигархов и оплачивают их личные расходы. А объектом налогообложения в России становится лишь незначительная часть их доходов, которую они снисходительно соглашаются признать.


В настоящее время в офшорах зарегистрировано уже более 70% российских производственных активов. Благодаря офшорным схемам собственники с одинаковой легкостью могут как приводить капиталы в Россию, так и уводить их.


Сохраняется неравенство людей перед законом. Не закон, а толстый кошелек или звонок сверху по-прежнему определяют решение суда.


Так и не заработал в полную силу 131-й Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Федеральный и региональные бюджеты забирают себе все больше и больше ресурсов, а муниципальные образования получают все больше и больше обязанностей. Уже в четверти муниципальных образований введен пост сити-менеджера, что превращает самоуправление в откровенную профанацию.


Невиданные масштабы приобрела коррупция. В ежегодном ооновском рейтинге уровня коррупции мы в самом конце списка – на позорном 143-м месте из 182 возможных.


В настоящее время в целях противодействия коррупции принято11 Федеральных законов, издано семь указов и распоряжений президента страны и девять постановлений правительства. Но ничего не меняется.


Коррупция привела к полной деградации государственной кадровой политики. Наиболее хлебные должности раздаются своим людям. Процветают клановость и землячество. Подбор кадров на государственные должности идет по принципу лояльности, а так называемый “кадровый резерв” превращен в посмешище. Коридоры власти заполнены непрофессионалами. Пример в этом подает нынешнее правительство: только треть федеральных министров имеет базовое образование в сфере, которой руководят.


Системно не решена ни одна социальная задача. Реформа образования привела к снижению образованности населения. Реформа здравоохранения затопила нас прорвавшейся лавиной платных услуг. Пенсионная реформа привела к дефициту пенсионного фонда и планам по повышению пенсионного возраста. Пенсионеры в это время продолжают не жить, а выживать. Реформа ЖКХ закончилась ростом цен.


Это перечисление можно продолжать. Все последние ежегодные отчеты правительства были отчетами об успехах и не содержали анализа проблем, решение которых требует усилий всего общества, включая оппозицию.


* * *


Что в итоге? Все неудачи и провалы десятилетия сконцентрировались в одной точке – уровне социального неравенства граждан страны. Разница в доходах самых бедных и самых богатых россиян – это просто астрономические цифры.


Мы говорим уже об избыточном неравенстве, которое ни рационально обосновать, ни оправдать ссылками на некую “рыночную справедливость” невозможно.


Более того, социальное неравенство начинает обретать наследственный, потомственный характер.


Социальная сегрегация, как язва, разъедает наше общество. Она проявляется в колоссальных различиях уровня и качества жизни центра страны и периферии, центра больших городов и спальных районов. Расширяется внутрипрофессиональная сегрегация. Какую профессию ни возьмешь, уровень неравенства в ее рамках – огромный. Два человека, живущие по соседству и имеющие одинаковое образование, пол, возраст, стаж, одну и ту же профессию, могут получать несопоставимые доходы. Уборщица в муниципальном детском саду и уборщица в “Газпроме” – это люди из разных социальных реальностей.


Масштабы социальной сегрегации – наиболее печальный результат прошедшего десятилетия, который в самое ближайшее время может стать серьезной угрозой национальной безопасности страны.


Никакие материальные ресурсы не спасут наше общество, если мы растеряем моральные и нравственные ценности. Еще Платон говорил: там, где существуют очень богатые и очень бедные, будет фактически два государства. И оба эти государства обречены.


Приведу еще несколько цифр. В ежегодном Докладе ООН о человеческом развитии Россия занимает 66-е место. Наши ближайшие соседи – Мексика, Панама, Тринидад и Тобаго.


Конечно, можно рассуждать о необъективности и ангажированности этих оценок. Но надо быть честными перед самими собой. Эти рейтинги отражают отсутствие разделения властей, несправедливые суды, чиновничий беспредел, нечестные выборы, пропасть между богатыми и бедными, общее социальное неблагополучие.


На другом полюсе – количество долларовых миллиардеров, которое по версии Forbes за последние пять лет увеличилось более чем в три раза, а их совокупное состояние выросло почти в шесть раз.


Именно за последние пять лет сформировался “эффективный” механизм перевода активов из корпоративной собственности в личную, чему особенно помог мировой финансовый кризис. Исправно работает система выплаты дивидендов и бонусов, никак не связанных с реальными результатами работы фирмы. А почему бы не выплатить при таких-то налогах? Поэтому денег хватает на все: на новые яхты, футбольные клубы, мраморные дворцы и др.


Хорхе Луис Борхес в фантастической повести “Лотерея в Вавилоне” описал общество, в котором статус человека, богатство, счастье и успех определяются с помощью лотереи. Всё зависит только от везения – оно и объявляется высшей справедливостью. Нет никакой связи между трудом и вознаграждением, заслугами и почетом, преступлением и наказанием. Любая созидательная деятельность в таком обществе становится бессмысленной, а само общество – нежизнеспособным. И это, увы, напоминает происходящее сегодня в нашей стране.


Социальное неравенство неизбежно ведет к потере солидарности людей. Российское общество сегодня фрагментарно и расколото, многие утратили представление об общей исторической судьбе.


* * *


Стратегические решения обычно имеют идеологические основы. Выступления наших министров на только что состоявшемся Гайдаровском форуме показали, что правительство по-прежнему живет “по Гайдару”, а значит– под влиянием простеньких либеральных схем.


До сих пор в правительстве господствует мнение, что экономический рост, рост ВВП сам по себе способен решить все социальные проблемы. Уже давно доказано, что это неправда! Гонка за процентами роста ВВП не приводит ни к более справедливому распределению благ, ни к улучшению ситуации в здравоохранении и образовании, и тем более не гарантирует политических свобод.


Закрываясь от человека, от его реальных нужд и запросов ворохом цифр и пестротой графиков, власть скрывает главное: сколько от одного рубля прироста ВВП получают “нужные люди”, а сколько – все остальные.


По оптимистическому сценарию Минэкономразвития, экономика страны может расти темпом 5–6% в год. Но что от этого роста получат десятки миллионов работающих людей?


По последним данным Росстата в январе-сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось более 30% общего объема денежных доходов населения, а на долю 10% самых бедных – менее 2%. Из года в год богатые становятся богаче, а бедные – беднее.


Если выгоды от экономического роста будут получать только богатые, а все тяготы будут ложиться на плечи простых людей, оптимистический сценарий, нарисованный чиновниками, вряд ли осуществится.


Программы правительства нацелены на превращение социальной сферы в сферу платных услуг. Апофеозом этого процесса стал печально известный 83-й Федеральный закон. Бесплатной остается лишь раздача материальной помощи самым бедным слоям населения.


Это классический подход консервативных и правых партий к решению социальных вопросов, в основе которого – стремление откупиться от “лишних” людей.


А как быть с теми, кто с трудом выбрался из нищеты? С теми, кто кое-как сводит концы с концами, со средним классом, к которому правительство относит 30% населения, – всех, чьи доходы втрое превышают средний заработок 1990 года? И если человек из среднего класса, чтобы оплатить высокотехнологичную медицинскую операцию, будет вынужден продать свою квартиру, к какой социальной страте мы отнесем его и его семью?


В рыночной экономике, пока она не подчинена контролю со стороны общества, у человека есть цена, но нет ценности. Важна не личность человека, а “капитализация” его личности, то, что с него можно содрать.


В свое время Иммануил Кант сказал: “Когда исчезает справедливость, не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей”. В мировой истории существует множество примеров того, как попранное чувство справедливости порождает варварство.


Когда качественное образование доступно только за большие деньги, а высокотехнологическое медицинское обслуживание – за очень большие деньги, когда квадратный метр обычной квартиры стоит столько же, сколько молодой специалист или профессор зарабатывает за год, ни о какой справедливости говорить не приходится.


Стране нужны не просто меры по наведению порядка, а серьезные институциональные изменения.


Мы с моими единомышленники предлагаем российскому обществу новый политический курс – курс на построение современного справедливого и прогрессивного общества в интересах всех российских граждан.


Мы считаем, что только новый социалистический проект, отвечающий на вызовы XXI века, может быть реальной альтернативой развития страны, а возможно, и единственным шансом войти в число мировых лидеров.


Социал-демократия видит в экономике не гонку за наживой, а средство повышения социального благополучия людей. Наш принцип: экономика для человека, а не человек для экономики. В социал-демократической модели целью экономического роста является сокращение социального неравенства и искоренение социальной несправедливости.


Именно социал-демократические, социалистические и рабочие партии, входящие в Социалистический интернационал (в который входит и наша партия “Справедливая Россия”), разработали долгосрочную стратегию устойчивого мирового развития.


Социал-демократия безоговорочно признает приоритет культуры в государственной политике. Более того, сама социалистическая идея порождена культурой, вековым стремлением людей к гармоничному мироустройству, к достойной и безопасной жизни.


Новый социализм в нашем понимании – это свобода и демократия. Свобода без справедливости – всегда свобода для немногих, а демократия – не более чем лозунг. Только там, где реализованы социальные права человека, он получает возможность в полной мере пользоваться своими политическими правами и свободой в осуществлении жизненных планов.


Мы предлагаем российскому обществу войти в новое экономическое, социальное и политическое пространство, которое совершенно не похоже на нынешнее с его финансовой аристократией, идеями социального дарвинизма, политической монополией одной партии и нечестными выборами.


Сейчас усердно создают миф о крахе социального государства в Европе под непосильным бременем социальных расходов, что, якобы, доказывает историческую несостоятельность социал-демократических идей. Это близорукие, не обоснованные никаким серьезным анализом измышления. Пора внести ясность.


Сегодня сотни миллиардов долларов носятся по миру в поисках наживы. Кредитно-денежные манипуляции превращают деньги в еще большие деньги, не связывая их с производством и реальными повседневными практиками людей. Общество убеждают в том, что свободные рынки – лучший ответ на любой вызов, что без кредитов под грабительские проценты, без кучи посредников, без вторичных и третичных рынков ценных бумаг, деривативов экономика не может развиваться. Мир продолжает покрываться финансовыми пирамидами, задача которых – вытянуть у семей со скромным доходом их небольшие сбережения. На таком пути финансовые кризисы становятся неизбежными.


Социальное государство не рухнуло под тяжестью бюджетных расходов – оно придавлено глыбами финансовых пирамид и элитного потребления.


В России господствует та же спекулятивная экономика и сверхпотребление 2% населения, побившее все мировые рекорды. Наивно надеяться, что кризис обойдет нас стороной.


Статья 7 Конституции гласит: “Российская Федерация – социальное государство”. Однако мы пока даже не приблизились к тому пороговому уровню, за которым государство хотя бы в минимальной степени можно признать социальным. И только социал-демократическая партия, придя к власти в результате свободных выборов, способна выполнить эту историческую задачу. Мы приведем в действие конкретные механизмы ликвидации социального неравенства. Это главное, что может спасти страну от исторического поражения!


* * *


Мы знаем, в каком обществе хотим жить завтра и что для этого надо сделать уже сегодня. Основные положения моей программы непосредственно касаются снижения уровня социального неравенства.


Прежде всего, это изменение налогового законодательства. Убежден, что налоговая нагрузка на сверхдоходы должна быть существенно увеличена.


Основным аргументом, который оправдывает нынешнюю плоскую шкалу НДФЛ, является удобство сбора налога и возможное увеличение его собираемости. Этот аргумент еще можно было принять 10 лет назад, но не сейчас. Российской налоговой системе уже почти 20 лет. Давно пора научиться администрировать сложные налоги.


Самое возмутительное – то, что заработную плату трудящихся фактически облагают налогом дважды. Сначала с фонда оплаты труда снимают страховые платежи, а уже потом 13% с выплачиваемой заработной платы. Получается, что трудящийся отдает из своих доходов практически 40%.


А те, кто живет на дивиденды, платят всего 9%. Страховые взносы с этих доходов они не платят вообще.


Такой филантропии по отношению к “жирным котам” не позволяет себе ни одно уважающее себя государство!


Я не пойду ни на какие компромиссы и проволочки по этому вопросу. Хватит! 13% налога на миллионные доходы – это за пределами здравого смысла! Скоро в рейтинге Forbes останутся лишь российские миллиардеры, особенно при мировом финансовом кризисе.


Чистым лоббированием “жирных котов” я также считаю предельную величину годового дохода (463 тыс. рублей), выше которого не начисляются социальные взносы. Ее абсолютно необходимо отменить: кто много зарабатывает, пусть платит социальные платежи, как все.


Справедливой мерой будет повышение ставки налогообложения (не менее 30%) в отношении “незаработанных доходов”: дивидендов, процентов, других доходов рантье, необоснованно завышенных окладов директоров компаний.


Мы давно выступаем с требованием ввести налог на роскошь. Если бы на ярмарке тщеславия в роскошных бутиках цены были указаны сначала без налога, а потом с налогом, то это наглядно проясняло бы людям, какая доля выручки идет в бюджет. Этот налог, как ни один другой, продемонстрировал бы солидарную ответственность всех за состояние социальной сферы.


Необходимо, наконец, ввести государственную монополию на производство и оборот этилового спирта.


Уверен, никаких серьезных аргументов против этих мер нет и быть не может. Есть лишь одно препятствие – алчность и эгоизм тех, кто привык богатеть за счет общества и государства.


Чрезвычайно остро у нас стоит проблема повышения оплаты труда. Чтобы ее решить, нужно принять новый Трудовой кодекс. Он устранит профсоюзную монополию ФНПР и откроет дорогу новым профсоюзам. Я поддерживаю и буду поддерживать новые, независимые профсоюзы, способные на деле защитить интересы трудящихся.


Офшорные схемы экономики, которые сегодня съедают половину бюджетных доходов, стали одной из главных наших угроз и могут столкнуть Россию в пропасть! Их нужно искоренить, установить 20% налог на вывоз капитала, лишить офшорные фирмы всех налоговых льгот и государственных заказов, обязать предпринимателей платить налоги по месту производства товаров и услуг.


Государству должен быть возвращен полный контроль над природной рентой, а доступ к российским недрам, к месторождениям полезных ископаемых должен предоставляться только российским резидентам.


Государственный контроль в сфере экономики значительно укрепит закон “О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников”.


Совершенно ясно, что борьба с коррупцией останется показухой или в лучшем случае отдельными эпизодами, пока не ратифицирован пункт20 конвенции ООН против коррупции, который требует привлекать к уголовной ответственности лиц, чьи источники доходов не имеют законного подтверждения, и пока не принят закон “О контроле над расходами должностных лиц и соответствии этих расходов доходам”. В Уголовный кодекс нужно также ввести норму о конфискации имущества коррупционера и членов его семьи.


Я буду четко следовать конституционному принципу социального государства и остановлю передачу социальной сферы частным рынкам. Качественное образование и высокотехнологичные медицинские услуги будут доступны всем гражданам России, независимо от размера кошелька.


Сегодня российский пенсионер получает всего 22% от своего прежнего заработка. Это унизительно мало! Нам необходимо кардинально пересмотреть Пенсионный кодекс и вернуться к солидарной (распределительной) системе пенсионного обеспечения, при которой пенсии выплачиваются из государственного бюджета на основе трех критериев: стаж, средняя заработная плата, особые заслуги.


Жилье в России – болевая точка. Выходом из тупика для многих людей станет реализация государственной программы массового строительства социального арендного жилья, предоставляемого на условиях социального найма (очередникам, многодетным и малообеспеченным семьям, тем, кто проживает в аварийном или ветхом жилье, молодым специалистам).


Эти первоочередные меры позволят России стать страной свободных граждан, свободных от нищеты.


* * *


Страна начнет движение вперед, когда общество будет нетерпимым к лицемерию и лжи, цинизму и вседозволенности, преодолеет безразличие, уныние и разобщенность.


Я вижу свою задачу в том, чтобы поддержать формирование гражданской политической культуры, распространение новых политических практик, содействовать всем формам самоорганизации населения.


Верю, государство гражданского благополучия – это будущее России. И я сделаю всё, чтобы оно стало реальностью!


Источник: "Известия". - 27.01.2012.