Справедливое решение жилищной проблемы в России

22 ноября 2007

В январе 2007 года Москва заняла шестое место в рейтинге городов с самыми дорогими апартаментами класса суперлюкс. Причем наиболее популярным предложением такого рода является трех- или четырехкомнатная квартира стоимостью от 3 до 3, 5 миллиона долларов. Все это было бы занимательно, если бы были решены главные проблемы: жилье для среднего класса, бюджетников, жилье для расселения людей из ветхого и аварийного жилья, для семей с низким уровнем дохода, в том числе молодых семей, сирот, инвалидов. При нынешних механизмах решения жилищной проблемы абсолютное большинство наших граждан никогда не смогут приобрести квартиру ни по льготной цене, ни по ипотеке.


Убежден, каким бы ни было экономическое положение страны, власть просто обязана помочь людям получить крышу над головой. Сегодня государство уже не обещает “каждой семье – отдельную квартиру” , как раньше. Речь идет только о доступности жилья. Но как это обещание выполнить? И о каком жилье идет речь?


Главная ставка в решении жилищного вопроса сделана на ипотечное кредитование. Однако, учитывая средний процент по ипотечному кредиту, который сегодня для РФ составляет 12 %, и некоторые другие аспекты самого алгоритма ипотеки (когда нужно вносить первый взнос примерно в размере 30 % от стоимости квартиры, срочность возврата кредита и многие другие аспекты), ипотека сегодня доступна не более 5-7- % россиян. Достаточно сказать, что если воспользоваться кредитор, то за 10 лет придется заплатить двойную цену. В связи с ростом цен за последние полтора года потеряли возможность приобрести жилье семьи с доходом – в зависимости от региона – менее 40-80 тысяч рублей на члена семьи в месяц. Купить квартиру за счет накопленных средств практически невозможно, так как рост цен на жилье опережает рост заработной платы.


Проблему доступности жилья одним махом не решить. Надо работать в нескольких направлениях. Одно из них – малоэтажная застройка. Экономически активная часть населения должна получить возможность построить себе жилье самостоятельно, подряжая небольшие строительные компании. А для этого надо преодолеть главное препятствие -отсутствие участков под застройку на недорогой земле с инженерной и транспортной инфраструктурой.


Более разнообразно следует решать и проблему кредитования покупки жилья. Мы вместе с депутатом Госдумы Оксаной Дмитриевой предлагаем эффективную схему – строительно-сберегательные кассы. Это новые кредитные учреждения, которые полностью находятся под контролем государства. Они позволяют накопить деньги и взять кредит в одном и том же месте. Напомню о европейском опыте: в послевоенной Германии до двух третей граждан купили себе жилье через строительно-сберегательные кассы.


Принцип их работы следующий. Первые три года накоплений по итогам календарного года на накопленную сумму государство добавляет 20 % беспроцентной и безвозвратной субсидии. Есть расчет, по которому через три года как раз появляется сумма, близкая где-нибудь к 20 – 30 % от жилищной стоимости, допустим, квартиры, И тогда владелец этого именного счета может взять кредит в этой же кассе на всю оставшуюся сумму. Кредит будет выдан под 5 %. Если мы вспомним, что сейчас в России средний процент по ипотеке 12 %, то увидим, что это в 2, 5 раза меньше. По нашим оценкам, строительно-сберегательные кассы позволят примерно еще 25 % россиян приобрести жилье, то есть купить в собственность.


Однако для многих семей единственным шансом получить квартиру остается социальная программа. В ее основе заложен принцип строительства за государственные деньги домов, квартиры в которых будут сдаваться от имени государства в социальный найм.


В европейских странах доля жилищного фонда, которая приходится на социальное жилье, варьирует в пределах 15 – 35 %. В России – не более 7 – 9 %. Даже в Москве в прошлом году оно составило лишь 300 тыс. кв. м. А к 2010 году эти объемы снизятся до 220 тысяч. Получается, что у социального государства нет социального жилья. Частное и только частное. Думаю, такое положение надо исправлять, коль речь идет о действительно доступном жилье.


Цена аренды должна быть, с моей точки зрения, во много раз меньше, чем настоящая рыночная цена. И это абсолютно реально, потому что такие дома будут находиться в государственной собственности. Соответственно, эксплуатация таких домов – тоже задача государства. Значит, обязательно будут предусмотрены различные льготы по тарифам на жилищно-коммунальные услуги.


На самом деле все новое – это хорошо забытое старое. Я говорю о модели, которая существовала в нашей стране до 1991 года, когда все горожане жили в государственных квартирах и платили умеренную квартирную плату.


Однако мы не должны повторять ошибок 60-х годов прошлого века – никаких хрущевок! Жилье должно быть, может, и без особых излишеств, но комфортным, достойным . нормальной жизни россиян в XXI веке.


Для реализации этого проекта предлагаю создать государственную строительную корпорацию, которая бы имела филиалы во всех субъектах Российской Федерации. Кстати, для строительства олимпийских объектов будет создаваться олимпийская государственная корпорация. Рыночная эйфория, к счастью, окончилась. Есть много такого, что рынок сделать не может. И, в первую очередь, сделать жилье по-настоящему доступным.


Могу привести пример из строительного бизнеса мегаполисов – Москвы и Петербурга. До 40 % себестоимости квадратного метра жилья в этих городах составляют взятки чиновникам за разрешение на строительство, лицензии, на сдачу дома в эксплуатацию и так далее. То есть получается, что граждане оплачивают нарушение законодательства, практически оплачивают коррупцию. Так вот, эти 40 %, как минимум государственная строительная корпорация должна сэкономить, потому что будет заниматься всеми этими вопросами от имени государства.


Есть в проекте социального жилья еще один, невидимый на первый взгляд, но существенный, позитивный эффект – он обеспечит мобильность трудовых ресурсов. Сейчас люди привязаны к купленной квартире, к городу, региону. Если в любом регионе можно взять в социальный найм жилье, то, естественно, начнется приток трудовых ресурсов (в первую очередь, молодежи) туда, где, может быть, лучше заработки или где инициируются новые перспективные проекты, открываются новые возможности. Все это будет способствовать улучшению социально-экономического развития нашей страны, отдельных регионов и городов.


(“Тверская 13” (Москва).-22.11.2007.-№140.-с.2)