Россия - это прежде всего регионы

31 октября 2007

Президент Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации предложил стране широкую программу экономического и социального развития. Речь идет о переходе к долгосрочной государственной политике. Сформировать такую политику и тем более воплотить ее в жизнь невозможно без стратегического видения курса правового развития России. Как представители законодательной ветви власти мы хорошо понимаем, каковы здесь наша роль и ответственность. Для эффективного выполнения этой работы нам еще многому предстоит научиться: освоить программно-целевое планирование законопроектной работы, методы решения масштабных межотраслевых задач и надежного прогнозирования ожидаемых последствий. Это требует нового уровня взаимодействия с исполнительной властью на всех этапах законодательного регулирования – от замысла до реализации законов.


Стремление успешно реализовать в регионах положения ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации является лейтмотивом мероприятий, проводимых нашей палатой. Сюда же органично вписались и регулярно проводимые Дни субъекта Российской Федерации в Совете Федерации. Только в период весенней сессии 2007 года проведены Дни Рязанской области, Дни Пермского края, Дни Нижегородской области. Одними из центральных пунктов в программах этих мероприятий стали «круглые столы», которые были посвящены развитию регионов, взаимодействию Совета Федерации и региональных органов государственной власти при реализации положений посланий Президента России.


Итоги таких дискуссий оказались для всех интересными. В ходе обмена мнениями за «круглым столом» удалось уточнить и заострить целый ряд рассмотренных на Совете законодателей проблемных направлений, придать подходам к достижению целей практическую направленность. В последние годы основная нагрузка по реализации приоритетных национальных проектов переносится в регионы, а это требует финансовой самодостаточности уже не только субъектов Российской Федерации, но и входящих в них муниципальных образований. В целом «круглые столы» подтвердили тезис о необходимости точного встраивания национальных проектов в общий контекст развития каждого субъекта Российской Федерации.


В докладах выступивших с трибуны Совета Федерации руководителей регионов, председателей законодательных собраний субъектов Российской Федерации мы услы шали четко выверенные формулы успеха республик, краев и областей. Практика показала, что благоприятные условия жизни населения могут быть созданы только на устойчивой ресурсной базе каждого региона, а ее укрепление требует прагматичного стратегического планирования, повышения качества управления и распределения бюджетных средств. Темпы развития регионов свидетельствуют об эффективности выбранного пути. Активно вводятся в строй новые предприятия реального сектора экономики, решаются проблемы обновления жилищного фонда, строятся новые физкультурно-оздоровительные комплексы. Будущее нашей страны сегодня более чем когда-либо зависит от преобразований на региональном уровне. Поэтому в Совете Федерации очень часто звучит фраза, что Россия – это прежде всего регионы. Будут крепкими и успешными регионы, значит, будет успех и в Российской Федерации в целом.


В настоящее время активно идет процесс передачи полномочий федерального центра на региональный и местный уровни. Укреплению их самостоятельности способствует и переход к трехлетнему бюджетному планированию. В связи с этим на повестке дня у нас стоят вопросы развития всех форм парламентского контроля за использованием средств, выделяемых для решения поставленных Президентом Российской Федерации задач, а также повышения эффективности работы региональных и местных органов власти.


Ежегодный доклад Совета Федерации, содержащий итоги мониторинга правового пространства страны и задачи его развития, является одним из инструментов достижения обозначенных целей. Эта форма позволяет и законодателю, и правоприменителю ясно увидеть объективные результаты своей работы. Такое понимание смысла и назначения доклада поддержали как федеральные, так и региональные власти. Наряду с ежегодным докладом Совета Федерации подобные доклады стали готовить органы законодательной власти субъектов Российской Федерации. В совокупности они стали эффективной формой координации, консолидации законодательной и правоприменительной деятельности органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.


Тема совершенствования правового поля России тесно связана с вопросами эффективной реализации национальных проектов. Могу с полной уверенностью сказать, что большинство новых идей, реализуемых на федеральном уровне, рождено региональными законодателями. На недавно состоявшейся пятой Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: пятилетние итоги и перспективы конституционного партнерства» было подчеркнуто, что анализ правовой системы страны, проведенный Советом Федерации, показал возросшую роль субъектов Российской Федерации в законотворческом процессе. А это результат реализации одного из важнейших наших направлений в работе – участия регионов в федеральном законодательстве, в федеральном законотворчестве. Здесь могут и должны быть использованы опыт и потенциал нашей совместной работы в рамках Совета законодателей и окружных ассоциаций руководителей представительных органов власти субъектов Российской Федерации.


Совет законодателей – это не только тот действенный механизм, который позволяет согласовывать общегосударственные и региональные вопросы, но и структура, которая позволяет оперативно реагировать на уточнение приоритетов, целей и задач федеральных и региональных законодателей. И сегодня, и в ближайшей перспективе работа и решения Совета законодателей и межрегиональных ассоциаций фактически это: воPпервых – выразитель публичной консолидированной позиции регионов; во-вторых – экспертная площадка для всех стадий работы над законопроектами; в-третьих – механизм обратной связи; в-четвертых – проводник и разработчик модельных законов субъектов Федерации.


В целом потребуется неотложное обновление методологии, организации и технологии законотворческой деятельности. Если такая совместная работа федеральных и региональных законодателей будет успешной, это, по нашему мнению, придаст региональным стратегиям социально-экономического развития новый импульс, от этого выиграют и субъекты Российской Федерации, и федеральный центр. Именно поэтому мы продолжаем укреплять связи Совета Федерации с регионами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Важная роль в этом принадлежит Совету законодателей.


21 мая 2007 года проведено совместное заседание Совета законодателей и Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам «О задачах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год», «О докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». На заседании также рассмотрены вопросы «Об итогах конкурса на лучший сайт законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети Интернет в 2006 году», «О ротации членов президиума Совета законодателей», «О плане работы Совета законодателей на второе полугодие 2007 года».


Только в период весенней сессии Совет Федерации организовал и провел целый ряд мероприятий по консолидации законодательной и правоприменительной деятельности органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Проведены три заседания президиума Совета законодателей, на которых были обсуждены вопросы «Об актуальных вопросах обеспечения парламентской деятельности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации», «О Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год» и ряд других. В заседаниях президиума Совета законодателей принимали участие члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.


На заседании Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 7 февраля 2007 года был рассмотрен вопрос «О практике работы органов государственной власти Краснодарского края по нормативно-правовому регулированию вопросов межнациональных отношений».


22–23 марта 2007 года под эгидой Объединенной комиссии был проведен семинарсовещание депутатов, руководителей аппаратов и руководителей структурных подразделений аппаратов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на тему «О взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации государственной национальной политики».


Комитеты и комиссии Совета Федерации организовали и провели восемь выездных заседаний, на которых обсуждались важные вопросы социально-экономического развития регионов. Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике провела выездное заседание в г. Туапсе на тему «Нормативно-правовое обеспечение безопасности при переработке нефтеналивных и прочих опасных грузов в портах Российской Федерации». На совместном заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по промышленной политике в г. Томске обсуждены вопросы совершенствования правовых основ развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. В г. Сыктывкаре проведено совместное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, Комитета Совета Федерации по социальной политике и Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды на тему «Важность учета социальных и экологических факторов в государственной политике на Севере России (на примере Республики Коми)».


На выездном заседании Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям в г. Иркутске были рассмотрены вопросы законодательного обеспечения развития Сибири и Дальнего Востока. На выездном заседании в Ленинградской области Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению обсудил вопросы развития региональных финансовых рынков в Северо-Западном федеральном округе. Комитет Совета Федерации по науке, образованию, здравоохранению и экологии в г. Барнауле провел заседание на тему «О ходе реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование». В г. Анадыре Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов обсудил вопросы социально-экономического развития Чукотского автономного округа и решения проблем обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов. Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела выездное заседание в Ленинградской области на тему «О нормативно-правовом обеспечении реализации федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года». Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации провела в г. Элисте выездное заседание научно-практического семинара на тему «Эффективное обеспечение законотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации как одно из условий реализации приоритетных национальных проектов».


Часто бывая в рабочих поездках в субъектах Российской Федерации, лично убеждаюсь в том, что многие звучащие в унисон с положениями посланий Президента Российской Федерации стратегические цели и перспективные проекты регионов амбициозны. Хочу подчеркнуть: эти цели и проекты находят самую широкую поддержку у населения. В связи с этим наш обмен мнениями с руководителями регионов показывает реальную возможность своевременного формирования такого законодательства, которое позволило бы каждому субъекту Российской Федерации эффективно развиваться, реализовывать свои конкурентные преимущества. Представляется, что сегодня на региональном уровне органично сочетаются два направления законотворческих усилий.


Во-первых, здесь активно создаются условия для роста инвестиций, во-вторых, последовательно решаются социальные вопросы. Сегодня региональное законодательство имеет ярко выраженную социальную направленность. Согласованная работа губернаторов и законодательных собраний обеспечивает неразрывную связь экономической и социальной сферы в рамках единого замысла развития каждого региона. Это же обеспечивает целостность правовой базы их социально-экономического развития. Такая практика заслуживает самого пристального внимания и широкой поддержки со стороны нашей палаты.


Недавно состоявшиеся Дни Алтайского края в Совете Федерации еще раз подтвердили важность прямого общения с регионами. Недаром мы сделали это направление приоритетным в деятельности Совета Федерации. Ведь заинтересованность здесь, безусловно, взаимная. Думаю, что наши встречи в комитетах и комиссиях Совета Федерации с коллегами-алтайцами также способствовали выработке единого взгляда на нашу дальнейшую совместную работу. А это значит, что законодательная деятельность будет совершенствоваться, привносить новые позитивные результаты в социально-экономическое развитие России.


По традиции Дни субъекта Российской Федерации в СоветеФедерации завершаются выставкой-презентацией достижений региона. Когда члены нашей палаты осматривали экспозицию Алтайского края, развернутую в фойе Совета Федерации, как и на предыдущих таких выставках, многих переполняло чувство гордости за то, чего на сегодняшний день добились наши регионы.


Видя современные отечественные достижения, осознавая, что мы сможем и в будущем создавать также перспективные разработки, понимаешь: России есть чем гордиться!


“Вестник Совета Федерации”.-2007.-№10