Работающим бедным не хватает здоровья

20 июня 2005

Достойная жизнь: государственная политика и ответственность человека


Жизнеспособность и историче­ская перспектива современного общества зависят не только от уровня, но и от качества жизни людей. Высокий уровень жизни не избавил лю­дей от нищеты, преступности, наркома­нии, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф, не смог оградить их от глубоких социальных потрясений, дать уверенность в завтрашнем дне.


Понятие «качество жизни» возникло в государствах с высоким уровнем потреб­ления, когда стало очевидным, что сов­ременное общество просто не выживет, если останется человеческой массой, движимой потребительскими инстинк­тами. Как только ушла в прошлое эконо­мика неограниченных ресурсов, утрати­ла свою актуальность идеология эконо­мического детерминизма, в которой че­ловек рассматривался только как фактор производства.


Сравнивая постановку вопроса о «ка­честве жизни» в западных странах и в России, необходимо отметить серьезные различия. Если в экономически преуспе­вающих государствах интерес к «качест­ву жизни» связан с необходимостью по­будить граждан к новому типу социаль­ного действия, то в России это вызвано стремлением людей перейти от выжива­ния к развитию.


Начиная с 2003 года в экономике Рос­сии наблюдается устойчивый рост, кото­рый расширяет возможности людей в сфере потребления товаров и услуг. Од­нако эта неплохая тенденция способству­ет заимствованию россиянами пагубной в наших условиях идеологии потребле­ния. А между тем государству не может быть все равно, в какую сторону меняют­ся жизненные стратегии его граждан.


Специалисты ООН систематически проводят оценку качества жизни насе­ления 175 стран мирового сообщества, определяя место каждой страны. Рос­сия, по данным ООН, занимает сегодня 57-е место.


Что касается ощущаемого качества жизни, то, по данным ВЦИОМа, более половины населения России не удовле­творены своей жизнью. По данным дру­гих социологических исследований, ни одна из сторон жизни — занятость, здра­воохранение, образование, экология, ус­ловия приобретения жилья и т. д. — не оценивается на «хорошо» более чем пят­надцатью процентами населения.


Разумеется, то, как воспринимают свою жизнь люди, определяется систе­мой ценностей. Люди не могут быть до­вольны своей жизнью, если в обществе происходит ценностный кризис. Самое страшное, что этот кризис затрагивает не только нравственную сферу личности, но и физическое здоровье, ведет к добро­вольному уходу из жизни.


А именно это происходит в нашей стране. В настоящее время в России со­вершается в 2,5 раза больше само­убийств среди мужчин и в 1,5 раза боль­ше среди женщин, чем в среднем по Ев­ропе. Помимо этого, очень большое чис­ло людей испытывает сильнейшие физи­ческие и психические перегрузки.


Процесс приспособления к новым экономическим условиям оказался весь­ма болезненным. Только треть всех об­разованных нашли достойное примене­ние своим знаниям в условиях рыноч­ной экономики. Две трети тех, кто нау­чился зарабатывать деньги, не имели не­обходимого уровня образования и ква­лификации. Большая часть тех, кто не смог перевести свой культурный капи­тал в экономическую форму, вынужде­ны выживать. Причем ухудшение своей жизни они связывают не столько с низ­ким уровнем материального благосос­тояния, сколько с невозможностью уча­ствовать в культурной жизни. Многие оказались не в состоянии выписывать газеты, журналы, покупать книги, хо­дить в театры и концертные залы. Не­способность удовлетворить эти потреб­ности заставляет чувствовать себя ис­ключенными из жизни общества, ведет к воинствующему индивидуализму или безразличию к собственной жизни.


Одной из причин такого положения является поразительный феномен нашей страны — работающие бедные. По рас­четам академика Дмитрия Львова, сред­ний уровень заработной платы в нашей стране составляет 1,7 доллара в час. Учитывая глубокое различие в распреде­лении доходов, можно предположить, что реальная заработная плата многих людей находится на недопустимо низ­ком уровне как по отношению к уровню «средней» зарплаты в стране, так и по отношению к минимально допустимым международным нормам.


В такой ситуации нет и не может быть более важной задачи, чем коренная реформа оплаты труда. Речь идет не про­сто о повышении зарплаты отдельным категориям, а именно о реформе. Ос­новным количественным ориентиром в этом направлении может служить вы­сказанное еще в дореформенный период и подтвержденное исследованиями Всероссийского центра уровня жизни поло­жение, согласно которому новое, более высокое качество жизни наступает у лю­дей при удвоении их доходов.


Необходимо решить и другую зада­чу — выявить реальную стоимость ми­нимально необходимых социальных благ. Многие люди получают настолько низкие зарплаты, что кажется — они жи­вут в стране, где все основные социаль­ные блага — жилье, образование, здра­воохранение, транспорт бесплатны. Но ведь это не так. Чем быстрее мы достиг­нем достойного уровня жизни, тем ус­пешнее сможем решать многие другие социальные проблемы, непосредствен­но влияющие на качество жизни.


Нужно признать, ответственность за качество жизни граждан одновременно лежит и на государстве, и на самих гра­жданах. Никакое государство не сможет сделать лучше жизнь своих граждан, ес­ли сами граждане не будут осознавать свою долю ответственности за долго­временные последствия своих жизнен­ных установок. В то же время, никакие рыночные преобразования не могут снять с государства обязанность обеспечить такие условия жизнедеятельности людей, при которых они смогут сохра­нить и приумножить свой культурный и интеллектуальный потенциал. Эти ус­ловия должны включать в себя не толь­ко потребительские гарантии, но и об­щий порядок в стране, искоренение кор­рупции, бюрократии, защиту чести и до­стоинства граждан, устранение угроз их безопасности. Не экономический рост, а достижение определенных социальных стандартов должно служить основой для оценки результативности проводи­мой государством политики.


Кроме того, государство должно по­мочь населению адаптироваться к требо­ваниям рыночной экономики, поощряя гражданскую активность путем перерас­пределения части властных полномочий в пользу общественных объединений и профессиональных ассоциаций. Одним из социальных стандартов вполне может стать расширение непосредственного участия граждан в процессах экономиче­ских и социальных преобразований.


Повышение качества жизни россиян будет зависеть от того, сумеем ли мы из­менить экономическую политику, осно­ванную на экспорте сырья и импорте потребительских товаров, чтобы перей­ти к инновационному развитию.


По имеющимся расчетам, чтобы дос­тичь нижнего уровня стандартов по­требления в Западной Европе, необходи­мо в 7 раз увеличить годовой экспорт нефти. Это нереально. Однако вполне возможно добиться повышения уровня жизни, развивая обрабатывающую про­мышленность. Для этого необходимо четко определить «точки роста», кото­рые по цепям межотраслевых связей обеспечат общий подъем экономики.


Одним из ключевых факторов разви­тия экономики нашей страны может стать строительство. Долгое время боль­шие земельные пространства России не были связаны с формированием особой культуры и стиля жизни наших граж­дан. Но в последнее время часть город­ского населения осознанно или бессоз­нательно делает выбор в пользу загородного жилья. Задача государства со­стоит в том, чтобы поддержать эту тен­денцию, вкладывая деньги в развитие инфраструктуры земельных участков, прилегающих к городам, и поддержи­вая развитие ипотеки. Масштабное строительство дает сильнейший им­пульс развитию производства внутри страны, выступая генератором огромно­го потребительского спроса. Таким об­разом, новая комбинация производи­тельных сил, пространства и людей может создать мощную энергетику повы­шения качества жизни.


Возможности инновационного разви­тия напрямую зависят от качества отечественного образования. На сегодняш­ний день мы по-прежнему обгоняем все страны по общей доле лиц со средним и высшим профессиональным, а также послевузовским образованием. Если сравнивать инновационный потенциал России с возможностями других госу­дарств, то мы увидим, что качество и количество инновационных проектов, разработанных в нашей стране, нахо­дятся на мировом уровне, а кое в чем даже обгоняют его.


Одна из главных задач, которая сегод­ня стоит перед российским образовани­ем, — это обеспечение равного доступа к образованию независимо от доходов. Платность образования создает пороч­ный круг воспроизводства бедности. Ес­ли право на качественное образование получат только богатые, наше общество весьма скоро деградирует.


России сегодня не хватает здоровья. Двенадцатый год подряд население стра­ны неуклонно сокращается. За послед­ние 16 лет смертность трудоспособного населения возросла почти в 2 раза. В ре­зультате средняя продолжительность жизни сократилась на 10-12 лет.


Государство, перестав финансировать медицину в полном объеме, сняло с се­бя и ответственность за ее эффектив­ность. Нигде в мире современное здра­воохранение не строится только на «го­лом бизнесе». Более того, государствен­ное и муниципальное присутствие в со­временном здравоохранении не сокра­щается, а, наоборот, увеличивается. Причем это никак не связано с отрица­нием рыночных начал.


Государственные службы должны ста­вить здоровье человека под свой конт­роль уже с момента рождения и обеспе­чить доступность качественных меди­цинских услуг всему населению страны, вне зависимости от уровня доходов. Ес­ли отдать здравоохранение на откуп страховым компаниям, то к следующей переписи мы недосчитаемся многих.


Большие опасения вызывает здоровье детей. Данные специалистов свидетель­ствуют о том, что лишь 20 процентов детей практически здоровы, причем за время обучения в школе здоровье подро­стков только ухудшается. 68,2 процента детей школьного возраста с недостаточ­ной двигательной активностью дают 100-процентную заболеваемость: мало двигаются — много болеют. Если школь­ники первую половину дня будут проводить за партами, а вторую — перед теле­визором и компьютером, мы не получим здорового поколения.


Для того чтобы школьники наращива­ли свой духовно-физический потенци­ал, а не растрачивали его, школа должна внедрять развивающие здоровье прин­ципы учебного процесса и быть центром просвещения детей по всему комплексу проблем здорового образа жизни.


Более половины населения России сейчас проживает в крайне неблагопри­ятной экологической обстановке, что не­посредственно сказывается на здоровье людей и продолжительности их жизни. Нельзя быть здоровым в больной среде.


Если судить об экологии по показате­лю истинных сбережений, характеризу­ющему нагрузку на природу в целях эко­номического роста, то его отрицатель­ные величины прямо говорят о неустой­чивости нашего развития, чреватого по­нижением уровня благосостояния насе­ления в ближайшем будущем.


Здоровая среда — это дорогая среда. Между тем Федеральный закон «О пла­те за негативное воздействие на окружа­ющую среду» не принят до сих пор. Природоохранные мероприятия слабо подкреплены как бюджетными расхо­дами, так и системой ответственности предпринимателей за экологические по­следствия своей деятельности. Про­мышленные предприятия выплачивают так называемый «экологический на­лог», но на что в действительности ис­пользуются эти деньги? Какие природо­охранные мероприятия осуществляют­ся? Неизвестно. Думается, все экологи­ческие платежи должны концентриро­ваться в «страховом экологическом фонде», который следовало бы исполь­зовать для устранения экологических рисков и ликвидации последствий техногенных катастроф.


Наше общество старательно избавля­лось от идеологической опеки государ­ства. Мы боролись за то, чтобы государ­ство не вмешивалось в нашу частную жизнь. Оно давно уже не вмешивается, мы же по-прежнему ждем от него улуч­шений нашей собственной жизни. Нас­тала пора понять, что идеальное госу­дарство — это не столько механизм, рас­пределяющий блага, сколько благопри­ятная среда, предназначенная для эффе­ктивного взаимодействия людей друг с другом. Да, сейчас эта среда устроена не лучшим образом. Но только мы сами сможем ее усовершенствовать, и только мы сами должны решить, что является для нас, граждан России, подлинным ка­чеством жизни.



Источник: ("Родина" (Москва).–№6.–2005.–с.23,24)