Как "гадкого утенка" превратить в лебедя

16 июня 2005

В центре внимания Экономического форума в Санкт-Петербурге проблемы малого бизнеса


В 2005 году из федерального бюджета планируется выделить полтора миллиарда рублей на поддержку и развитие малого предпринимательства. Как сказано в проекте Среднесрочной программы правительства на 2005-2008 годы, решение о возобновлении бюджетного финансирования таких мер принято для того, “чтобы малое предпринимательство стало значимым явлением в экономической и социальной сферах”.


Но давая одной рукой средства на программу поддержки, государство другой рукой забирает у малого бизнеса многократно большие суммы. Вот для примера – лишь одна из наболевших проблем, прямо созданных государством. Уже много лет предприниматели задают вопрос, на который никто не может внятно ответить: зачем нужны кассовые аппараты тем, кто платит налог на вмененный доход? Этот налог был введен как упрощенная форма обложения именно малых предприятий. Для его исчисления не требуется отслеживать поступление выручки. Тем не менее обязанность покупать и содержать контрольно-кассовые машины для таких предприятий сохраняется. Минфин возражает против изменения этой устаревшей и явно абсурдной нормы, под его давлением дважды отклонялись такие законопроекты.


В результате платежи малых предприятий по налогу на вмененный доход составили в 2004 году 28 млрд. рублей. А на покупку ненужных, по существу, кассовых аппаратов те же самые предприятия потратили 13 млрд. рублей да еще на их техническое обслуживание 24 млрд. рублей. Мало того, проверки кассовой техники служат средством давления на бизнес, используются как повод для штрафов, разбирательств, отнимающих драгоценное время, и т.п.


Сравним: полтора миллиарда дали, а 37 миллиардов забрали. То есть на каждый рубль государственной поддержки, о которой торжественно рапортуют экономические ведомства, пришлось 25 рублей расходов, неоправданно возложенных на малые предприятия. Дополнительные издержки оказались больше, чем само налоговое бремя, ради облегчения которого создавались специальные налоговые режимы для малого бизнеса. И это по одним только контрольно-кассовым машинам. А сколько еще таких расходных статей введено чиновниками без огласки и рекламы, под громкие заявления о необходимости развития малого предпринимательства?


В этом примере, как в зеркале, отразились проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия, когда дело касается государственного регулирования их деятельности. Это и неуместное вмешательство исполнительной власти в формирование законодательной базы: получается, что она сама себе ставит задачи через разработку законов, а такого ни в коем случае не должно быть; на самом деле ее главной задачей должно быть выполнение задач, достижение стратегических целей, поставленных главой государства, установленных законами. Это и подчинение всей экономической политики примитивной идее наполнения казны как самоцели, без мысли о развитии: гигантские суммы изымаются из хозяйственного оборота, а потом им не могут найти лучшего применения, чем отдать в долг иностранным правительствам под низкий процент. Это, наконец, дорогостоящие “административные барьеры”, о которых часто говорят, но которые трудно бывает представить наглядно. Вот они, налицо. Огромные обязательные платежи сверх налогов, да еще и постоянная зависимость предпринимателей от проверяющих чиновников.


Чтобы всерьез выполнить заявленную задачу – сделать малое предпринимательство значимым явлением в экономике России, надо в первую очередь создать нормальные условия для работы предприятий. Сегодня вместо того, чтобы заниматься решением этой коренной проблемы, государство демонстрирует “поддержку”, выделяя из бюджета небольшие суммы, но продолжает сдерживать развитие малого бизнеса во всех существенных вопросах.


В упомянутом проекте Среднесрочной программы говорится о положительной динамике развития малого предпринимательства в России, причем это прямо отнесено на счет проводимой экономической политики. Что ж, экономика нашей страны сейчас на подъеме, и позитивных фактов, примеров, тенденций в ней можно найти немало, в том числе и в сфере малого бизнеса. Но многие процессы, затрагивающие малые предприятия, вызывают тревогу, деловой климат ставит перед предприятиями трудные проблемы, и связывать то хорошее, что есть в развитии малого бизнеса, с проведением сегодняшней экономической политики – это, мягко говоря, натяжка, о чем свидетельствуют и объективные данные, и субъективная оценка ситуации предпринимателями.


В западноевропейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает до 60% рабочих мест, а на тысячу жителей приходится 30-35 малых предприятий. В Китае малые и средние предприятия обеспечивают почти три четверти совокупной занятости. В США 99% всех предприятий страны относятся к малым, причем 98% из них – коллективы не более 25 человек. Эти компании выпускают 50% всех товаров, произведенных в частном секторе, причем, что особенно важно, на их долю приходится 55% новых товаров. Это свидетельствует о большом инновационном потенциале малого бизнеса, который обусловлен присущей ему гибкостью в реализации новых идей.


В России зарегистрировано около 960 тысяч малых предприятий, всего лишь 6-7 на тысячу жителей. На них приходится 17 % рабочих мест и примерно такая же доля производимого ВВП. Показатели более чем скромные.


А вот что думают предприниматели о тех условиях, в которых им приходится работать. В нынешнем 2005 году среди участников VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий был проведен опрос. Лишь 1 процент из них считает условия для развития малого бизнеса хорошими, еще 34 процента -удовлетворительными, а 58 процентов, более половины, – плохими. Действенность государственных решений по вопросам малого бизнеса не счел высокой никто из участников опроса, средней ее назвали 15 процентов, а остальные низкой или даже нулевой.


Эти данные и оценки, прямо скажем, не дают оснований для самовосхваления тем, кто отвечает за экономическую политику. Напротив, они вынуждают поставить вопрос о необходимости коренного пересмотра политики государства в отношении развития малого и среднего предпринимательства.


Средние предприятия упомянуты здесь не случайно. По меркам развитых стран наши средние предприятия – это на самом деле полноценная часть сферы малого бизнеса со всеми их особенностями, преимуществами, гибкостью в экономической и технологической сферах. И в то же время с уязвимостью из-за ограниченности ресурсов, перед лицом колебаний конъюнктуры или могущественных конкурентов, с необходимостью помощи их развитию со стороны государства. Если в России признаются малыми лишь предприятия с оборотом до 15 млн. рублей в год, то в странах Европейского союза – до 50 млн. евро и с количеством работников до 250 человек. И, ставя задачу государственного содействия развитию высококонкурентной, открытой для инноваций сферы малого бизнеса, мы не должны искусственно отсекать от нее, как это делается сейчас, предприятия среднего масштаба.


Я много лет занимаюсь изучением и решением проблем российского малого бизнеса. Убежден, что в условиях нашей страны это один из главных резервов экономического роста и модернизации хозяйства. Доля малого бизнеса в ВВП России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах. Это недостаток нашей экономики сегодня, но зато это и огромный резерв роста в будущем. Причем, если политика государства станет по-настоящему благоприятной для предпринимательства, такое будущее может и должно быть не отдаленным, а самым ближайшим. Малый бизнес способен очень быстро превратиться из “гадкого утенка” в прекрасного лебедя, в один из главных локомотивов российской экономики.


Уверен, что для реализации огромного потенциала, имеющегося в этой сфере, государство должно просто начать последовательно и эффективно устранять препятствия, мешающие людям, предприятиям. Такого принципа – идти от требований жизни, а не от абстрактных схем – я вообще стараюсь придерживаться в своей работе. Например, Партию ЖИЗНИ мы создали ровно на этой идее: поставить во главу угла практическую работу, которая позволяет решить конкретные проблемы граждан России, сделать легче их повседневную жизнь, повысить ее качество, и не когда-нибудь, а прямо здесь и сейчас.


Этот принцип практических действий очень хорошо подходит и для определения тех мер, которые необходимы, чтобы создать условия для развития малого бизнеса. Ведь предприниматели хотят не устранить какие-то отвлеченные пороки административного или хозяйственного механизма, а решить свои, совершенно конкретные задачи: получить кредит на приемлемых условиях, оформить без волокиты нужное разрешение и т.п. Причем свои желания они излагают открыто, вполне ясным языком. И когда, например, для программы Партии ЖИЗНИ прорабатывался раздел, посвященный развитию малого бизнеса, а это один из центральных разделов, то основой его стали изученные, систематизированные пожелания самих предпринимателей.


Первоочередной задачей является переход от программ “поддержки” к разработке и введению в действие программ развития малого бизнеса -и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Эти программы должны определять четкие количественные ориентиры, сроки их достижения, предусматривать источники и порядок использования ресурсов для этого, а также систему мотивации и ответственность за выполнение для представителей государства. Тем самым задается динамика развития, создается управленческий механизм, направленный не на бесконечное поддержание самого процесса, а на достижение результата в четко установленные сроки.


Назревшей необходимостью является принятие Закона “Об ответственности за действия, препятствующие становлению и развитию малого предпринимательства”. Если сегодня законодательство фиксирует главным образом обязанности и требования к предпринимателям, то надо определить и права предпринимателя, ответственность за их нарушение. Тогда появится возможность преследовать в судебном порядке, наказывать виновных и возмещать ущерб не только за действие, но и за бездействие, наносящее вред.


В программе РПЖ раскрыты многие конкретные положения, выдвигавшиеся предпринимателями, – по защите от недобросовестной конкуренции, по кардинальному упрощению регистрации, контроля, налогообложения малого бизнеса, по созданию условий доступа к финансовым ресурсам и недвижимости. Вместе они представляют собой целый комплекс мер, реализация которого будет означать настоящий прорыв в развитии малого предпринимательства, принципиальное изменение отношения к нему со стороны государства.


По той же схеме – с акцентом на практические действия – выстроена работа Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации. В нем представители малого бизнеса имеют возможность не только довести свое мнение о насущных проблемах до представителей законодательной власти, но и самим непосредственно принять участие в подготовке концептуальных материалов и проектов нормативных документов как федерального, так и регионального уровней.


Конкретные проблемы малого бизнеса занимают важное место на ежегодном Петербургском экономическом форуме. В этом году они будут одной из центральных тем и на Конгрессе по проблемам регионального развития, и на заседании Межрегионального банковского совета, посвященном расширению кредитования регионального бизнеса, и на ряде “круглых столов”.


В целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым бизнесом, совместно искать и проводить в жизнь назревшие решения. Но чтобы добиться решительного изменения делового климата, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.



Источник: ("Трибуна" (Москва).-16.06.2005.-№105.-с.5)