Борьба с коррупцией — общее дело

1 марта 2005

Суть гражданского общества состоит в том, что ответственность граждан обще­ства смыкается с ответственностью государства. Только так возникает сила, кото­рая может победить разъедающую обще­ство болезнь.


Есть страны, которые более или менее успешно справляются с коррупцией. В этих странах коррупция осознается не просто как одна из проблем, а как пробле­ма национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается и как вне­шняя, и как внутренняя угроза. Обще­ственное мнение считает коррупционера чуть ли не врагом государства.


После трагедии Беслана мы понимаем, как надо расценивать коррупцию. Мне приходилось неоднократно говорить, и сегодня я вновь повторю: после Беслана на каждой взятке кровь ребенка. Продаж­ность государственного аппарата и национальные интересы России несовместимы.


Борьба с коррупцией — это и есть глав­ное направление гражданского сопротив­ления террору. Граждане страны должны создавать такую общественную среду, ко­торая исключала бы возможность суще­ствования и распространения коррупции.


Борьба общественности с коррупцией может успешно вестись только на основе мониторинга тех сфер, в которых возмож­но появление взятки. Поэтому жизненно важно установить общественный конт­роль над деятельностью ряда должност­ных лиц, добиться открытости информа­ции в системе государственной службы и свободы прессы в отражении фактов кор­рупции.


В России деятельность публичных ор­ганов власти пока остается закрытой. За­конодательство о свободе доступа граж­дан к информации, которой владеют государственные и муниципальные органы, устарело, но скоро начнется обсуждение нового законопроекта.


Какие требования общество должно предъявить государству?


Первое. Задача государства — не толь­ко поддержать организованный граждан­ский контроль над системой государственного администрирования, но и предоста­вить гражданам реальную возможность инициировать проверку деятельности коррупционеров.


Второе. Для того чтобы успешно вы­являть коррупцию, прозрачность должна охватить и финансовую сферу. Професси­ональные ассоциации, общественность вполне способны проконтролировать ре­альную открытость процедуры проводи­мых тендеров при закупке товаров для го­сударственных нужд. Также могут быть использованы и независимые аудиторские службы.


Третье. Следует ввести независимую службу государственного контролера. При этом, убежден, будет правильно представлять общественных контролеров в СМИ для самой широкой аудитории на местном, региональном и федеральном уровне и постоянно освещать их деятельность так, чтобы сами эти лица чувствова­ли себя подконтрольными и подотчетными общественности.


В США расследованием уголовных дел в отношении высших должностных лиц занимается независимый прокурор, назначаемый специальным подразделени­ем окружного федерального суда в Ва­шингтоне. Опыт США показывает: ника­кие этические соображения не могут срав­ниться по силе предупредительного воз­действия с опасением быть разоблачённым и наказанным.


Четвертое. Политический опыт после­днего десятилетия дал нам всем почувство­вать значимость принципа разделения властей. Но работа по обеспечению обще­ственного контроля за всеми ветвями вла­сти, созданию системы “сдержек и проти­вовесов” еще только начинается. Одна из проблем — засилье корпоративных инте­ресов. Перед гражданами нередко выст­раивается глухая стена, и сквозь нее не­возможно пробиться в поисках справед­ливости.


В частности, обострилась проблема ответственности и, скажем прямо, непод­купности судей. Совет Федерации разра­ботал законодательную инициативу о но­вом порядке формирования и расширения полномочий Высшей квалификационной коллегии судей. Этот орган должен обес­печить общественный контроль за дея­тельностью судей. Мы должны быть уве­рены, что независимость судебной власти не означает ее независимости от общества.


Пятое. Система наказаний за корруп­ционные действия должна включать зап­рет на дальнейшую работу в государствен­ных организациях и потерю всех социальных льгот, которые предоставляет го­сударственная служба. Хочу отметить, что во многих странах, в силу значительных социальных льгот для чиновников и без­жалостного их наказания при обнаруже­нии коррупции, низовая коррупция прак­тически отсутствует.


Шестое. Во избежание распростране­ния скрытой формы незаконного исполь­зования должностного положения необ­ходима четкая и полная регламентация ситуаций, определяемых понятием “кон­фликт интересов”. Полагаю, что четкая регламентация действий чиновника при “конфликте интересов”, более полное раскрытие этого понятия будут иметь положительное влияние. Необходимо признать, что отечественное законода­тельство о борьбе с коррупцией до на­стоящего времени носит фрагментарный характер.


Ввиду той опасности, которую кор­рупция представляет для российской госу­дарственности, отечественное антикоррупционное законодательство должно стро­иться исключительно на законах прямого действия. Соответствующие законы долж­ны быть максимально конкретными, ис­ключать положения, позволяющие их двойственное толкование. Следует при­знать, что в этом направлении предстоит еще много сделать. К данной проблеме обязательно нужно привлечь научные, общественные организации, граждан. Именно поэтому я всегда с благодарнос­тью отношусь к тем авторам, которые присылают в мой адрес конкретные пред­ложения. Ведь законы, в конечном счете, должны отражать и основываться на пожеланиях российских граждан.


Источник: ("Право и безопасность".-№1(14), март 2005.-с.19-20)