15 февраля 2005
У молодежи нет статуса
Любая страна, думающая о своем будущем, уделяет особое внимание подрастающему поколению, стремится сохранять и приумножать интеллектуальные силы молодежи, целенаправленно вкладывать средства в развитие ее потенциала, вовлекать молодежь в процесс управления государством.
К сожалению, наше государство в последнее время не уделяло должного внимания социальным проблемам молодого поколения.
Сегодня 34 миллиона молодых граждан Российской Федерации сталкиваются с целым рядом острых проблем. Среди них – алкоголизм, наркомания, потеря здоровья.
Острейшей проблемой остается “молодежная” безработица. Почти каждый второй выпускник вуза не в состоянии найти работу по полученной специальности.
Из почти 10 миллионов молодых российских семей порядка 6 миллионов нуждаются в улучшении жилищных условий. И это далеко не все молодежные проблемы, требующие внимания.
Конечно же, проблемы подрастающего поколения должны решаться силами государства, но этот процесс может быть успешен лишь при непосредственном и заинтересованном участии в нем самих молодых людей.
Первоочередная задача в этой связи – определить понятные “правила игры”, создать современную гибкую законодательную базу политики в отношении подрастающего поколения.
По состоянию на сегодняшний день, в этой сфере действуют более 160 актов федерального законодательства, отражающих те или иные аспекты государственной молодежной политики. Более 70 субъектов Российской Федерации уже приняли свои законы о молодежи.
Вместе с тем в правовом обеспечении государственной молодежной политики остается много нерешенных вопросов.
Действующие законы страдают иногда излишней декларативностью, многие нормы имеют отсылочный характер. Лишь незначительная часть правоотношений в сфере государственной молодежной политики регулируется законодательно.
Создание целостной нормативной правовой базы государственной молодежной политики требует принятия федерального закона о молодежи, определяющего статус молодых россиян.
Во всех основных отраслях федерального законодательства должны быть отражены интересы молодежи и защищены ее права. В совершенствовании и дополнении новыми нормами, направленными на защиту прав и интересов молодежи, нуждается налоговое, трудовое, жилищное, социальное, административное законодательство, а также законодательство в сфере охраны здоровья, об общественных объединениях, о рекламе и СМИ.
Государство обязано обеспечить свои законодательно закрепленные обязательства перед подрастающим поколением соответствующим финансированием.
Государство должно формировать современную законодательную базу молодежной политики, определять механизмы ее исполнения, создавать реальные возможности для реализации мощного потенциала молодого поколения.
Для этого необходимо “включить” молодежь, ее наиболее активную и организованную часть – общественные движения – в процессы нормотворчества и принятия управленческих решений.
Пришла пора задуматься о формах и методах обеспечения более весомого участия молодежи в органах государственной власти в целом.
Молодежь должна сама участвовать в принятии решений, определяющих ее жизнь. Дистанция между государством и молодыми людьми должна сократиться.
Полезны и необходимы разные формы взаимодействия молодежи и органов государственной власти. Одной из наиболее эффективных среди них стало молодежное парламентское движение, направленное на формирование и развитие общественных консультативно-совещательных структур молодежи на различных уровнях государственного управления.
Молодежный парламентаризм призван стать системой представительства прав и законных интересов молодежи. Подобная система базируется на создании и функционировании при органах государственной власти специальных общественных консультативно-совещательных структур – молодежных парламентов или иных молодежных общественных институтов.
Сегодня в ряде российских регионов создано более 30 молодежных парламентов – думы, советы, палаты, правительства. Так, действуют молодежная парламентская ассамблея Калининградской области, молодежные парламенты Архангельской, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Рязанской, Саратовской областей, Долгано-Ненецкого автономного округа. Активно работают молодежные правительства Белгородской, Курганской, Тамбовской, Ярославской областей. Функционирует общественная молодежная организация Ростовского муниципального округа Ярославской области “Молодежный парламент”. Они успешно взаимодействуют с властными структурами на местах.
Одна из главных задач молодежных парламентов состоит в том, чтобы добиться принятия и реализации законов и иных нормативных правовых актов, которые позволяют обеспечить реализацию прав и интересов молодого поколения, представительство молодежи в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Государственная поддержка развития молодежного общественного парламентского движения позволит органам власти не только понять молодое поколение, но и “разговаривать” с молодежью “на одном языке”.
Наконец, молодежные парламенты способны выполнять важную функцию создания кадрового резерва для законодательных органов.
Сегодня представляется целесообразным добиваться того, чтобы в каждом субъекте Российской Федерации был создан действенный механизм участия молодежи в жизни региона и муниципальных образований.
Молодежный парламентаризм современной России еще далек от совершенства. Он сможет стать полноценным социальным и организационно-эффективным инструментом участия в жизни государства лишь в том случае, если его правовой статус будет определен в законодательстве страны.
Главное, что необходимо для деятельности молодежных парламентов, – это четкий механизм взаимодействия с субъектами права законодательной инициативы. Прежде всего это члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.
Особое место в системе деятельности молодежных парламентов должно занять взаимодействие с создаваемой в Российской Федерации Общественной палатой.
Большая роль в развитии молодежного парламентского движения России объективно принадлежит федеральным органам законодательной власти. Совет Федерации как палата регионов, используя возможности своих органов и структур, в особенности Совета законодателей, может оказать существенную координирующую и объединяющую поддержку общественным инициативам.
Важное значение в этой связи имеет создание при Совете Федерации Молодежной парламентской ассамблеи – постоянно действующего совещательного органа, в рамках которого молодые люди – представители различных субъектов Российской Федерации, получат реальную возможность участия в законотворческом процессе, осуществляемом палатой регионов.
Сегодня молодежный парламентаризм набирает силу. К голосу молодежи и ее объединений начинают прислушиваться представители исполнительной и законодательной власти.
Сами молодые люди начинают рассматривать деятельность молодежных парламентских структур как реальный инструмент отстаивания своих прав и законных интересов.
Поддержка молодежи государством – это не благотворительность. Вложения в молодежь – это инвестиции в экономический рост и в будущее страны.
Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Российской партии ЖИЗНИ
Источник: ("Учительская газета" (Москва).-15.02.2005.-№6.-с.11)
Полезные ссылки
- Запретительные меры ударяют по карманам автовладельцев
- Европа, провоцируя войну с РФ, наступает на старые грабли, но получит по лбу кувалдой
- Есть способ предотвратить рост цен на бензин
- Без отказа от либеральных догм в экономике бедность не победить
- В Послании Президента будут ставиться стратегические задачи в социальной сфере