Единое экономическое пространство становится реальностью

22 апреля 2004

Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина – это 80 процентов населения и свыше 90 процентов экономического потенциала всего СНГ.


Часто по-настоящему большие события приходят в нашу жизнь буднично, почти незаметно. И нужно немало времени, чтобы осознать, какие громадные изменения они принесли с собой.


В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция “Единое экономическое пространство: правовое обеспечение процесса формирования”. На заключительной пресс-конференции было объявлено о договоренности, достигнутой в ходе этого форума руководителями парламентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины. До конца апреля будет синхронно ратифицировано и вступит в силу Соглашение о формировании единого экономического пространства, подписанное в сентябре 2003 года главами этих четырех государств.


Короткое сообщение, на первый взгляд, один из многих рабочих моментов крупной международной конференции. Но за ним многолетний кропотливый труд политиков, дипломатов, экономистов и юристов. В перспективе огромный выигрыш для развития экономики, решения социальных проблем, повышения качества жизни людей в странах – участниках соглашения. И, конечно, нельзя забывать об огромном символическом, эмоциональном значении этого события для десятков миллионов людей.


В любом человеческом сообществе, будь то семья или группа государств, всегда одновременно присутствуют и логика объединения, и логика разделения. Какая из них возьмет верх, зависит от того, что люди считают более удобным и полезным для себя – жить вместе или порознь.


В кризисное десятилетие 1990-х годов, несмотря на все декларации и действительно огромные усилия, предпринимавшиеся в рамках СНГ для сближения его участников, экономики наших стран все дальше расходились друг от друга. Доля взаимных поставок 12 государств СНГ, которая в 1991 году составляла более 70 процентов их экспорта, сократилась до 40 процентов.


Но по мере того, как на месте неуклюжего старого хозяйственного механизма создавался новый, более жизнеспособный в условиях мирового рынка и международной конкуренции, ситуация стала меняться. Сегодня “четверка” государств, создающих единое экономическое пространство, является одним из локомотивов мировой экономики, показывая темпы роста на уровне 7 – 9 процентов в год. Для сравнения – в странах Европейского союза темпы экономического роста составляют менее 2 процентов в год.


И вот этот бурный рост, а вернее, восстановление экономики на новой основе, показал: в хозяйстве, в обществе наших стран все-таки преобладают общие черты. У нас много совпадающих проблем и интересов. Во взаимодействии с внешним миром нам приходится решать очень похожие задачи. Наши хозяйственные комплексы удачно дополняют друг друга.


Словом, достижения многовековой единой истории нашего великого евразийского сообщества не исчезли бесследно за 12 лет, прошедших после распада СССР, а трансформировались, приобрели новые формы.


Эта общность сейчас иначе проявляется, иначе осознается, чем прежде. Скажем, вопрос политического единства обсуждается лишь между Белоруссией и Россией. С другими нашими партнерами речь идет только о взаимовыгодной экономической интеграции. Но главное, что осознано и доказано: вместе мы сильнее и можем добиться большего, чем если бы каждый Действовал сам по себе. Это понимание, эта согласованность практических действий гораздо важнее, чем догматический спор о внешних формах сотрудничества.


Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина – это 80 процентов населения и свыше 90 процентов экономического потенциала всего СНГ. Создавая “общий рынок”, они дают дополнительный импульс своему экономическому развитию. Экспертами подсчитано, что интеграционный фактор позволяет за короткое время увеличить валовой внутренний продукт четырех государств на 15 процентов. Весомая прибавка и важный резерв для дальнейшего экономического роста и для решения социальных проблем всех стран – участников соглашения.


Единое экономическое пространство снимает барьеры, мешающие сегодня развитию межгосударственных хозяйственных связей. Прогнозируется, например, что российский экспорт машиностроительной продукции в другие страны “четверки” может возрасти за ближайшие годы в 1, 5 раза, а импорт из этих стран в 2, 3 раза. Тем самым создаются условия не просто для количественного роста производства в самых передовых отраслях промышленности. Расширение рынка сбыта, восстановление или создание новых кооперационных связей позволяют снизить издержки, маневрировать ресурсами, осваивать новые технологии и виды продукции, что было бы трудно или даже невозможно на отдельном национальном рынке.


Яркий пример того выигрыша, который получат в результате интеграционных процессов высокотехнологичные отрасли наших государств, – это авиакосмический комплекс. В ходе работы над соглашением о едином экономическом пространстве экспертные группы согласовали те направления, где совместные проекты наиболее перспективны. Высокотехнологичные отрасли промышленности, в том числе и авиакосмическая, входят в их число.


Известно, с какими трудностями столкнулись в последние годы даже российские производители самолетов гражданского назначения, у которых есть наиболее емкий из четырех стран внутренний рынок. Старые модели самолетов по многим причинам сходят со сцены. А наладить рентабельное производство на основе новых разработок весьма сложно.


Технические решения найдены вполне современные. Но из-за ограниченных масштабов сбыта сложно выйти на конкурентоспособное соотношение цены и качества. В самом деле, у “Боинга”, который продает свои самолеты по всему миру в огромных количествах, и, например, у заводов, выпускающих машины Туполева, очень разные масштабы бизнеса, структуры затрат. Авиационные предприятия других государств СНГ столкнулись с этой же проблемой, но, пожалуй, в еще более острых формах.


Только в условиях интеграции, создания единого экономического пространства можно рассчитывать на успешное ее решение. Пример Европейского союза показывает нам и реальность такой задачи, и конкретные подходы к ее решению. Интеграционные проекты – от “Конкорда” до “Аэробуса” – позволили в условиях жесткой международной конкуренции сохранить европейскую авиационную промышленность и сделать ее одним из лидеров мировой промышленности по всем параметрам – и техническим, и экономическим.


Не сомневаюсь, что в рамках нашего единого экономического пространства, при активной и взаимно согласованной государственной политике развития высокотехнологического сектора, мы сможем осуществить не менее масштабные, не менее значимые для экономического и социального развития проекты. Наши страны обладают на мировом рынке важными конкурентными преимуществами. Это изобилие природных ресурсов, квалифицированные работники, высокоразвитая научно-технологическая база, которая по своему потенциалу не уступает наиболее передовым в этом отношении странам мира.


Мешают их использовать недостаток капиталов для инвестиций и связанный с этим разрыв между уровнем научных разработок и реальным состоянием производства. Создание единого экономического пространства, безусловно, не решает эти проблемы автоматически, но создает гораздо более благоприятные, чем сегодня, условия для их решения. Предприятия наших стран, сумевшие пережить глубокий и затяжной кризис, смогут использовать открывающиеся возможности для модернизации и развития.


Интеграционные процессы, которые привели к созданию единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины, – это не уникальное явление и не эксперимент, а закономерное развитие в соответствии с самыми современными тенденциями.


В мире насчитывается около 200 региональных экономических объединений – больше, чем суверенных государств. Многие страны мира участвуют не в одной, а в нескольких интеграционных схемах одновременно. Создавая единое экономическое пространство “четверки”, мы также предусматриваем возможное расширение интеграции по нескольким направлениям.


Во-первых, наше объединение не является закрытым клубом. К нему со временем смогут присоединиться и другие участники. Хотя для этого надо сначала продемонстрировать на практике успех экономического развития на основе интеграции, выгодность такого партнерства с ее инициаторами. В первую очередь мы имеем в виду другие государства – члены СНГ, которые исторически, географически и экономически в наибольшей степени связаны со странами “четверки”. Но в принципе не исключаются и другие варианты.


Во-вторых, участники соглашения стремятся к развитию отношений с другими международными организациями. Прежде всего интерес для нас представляют ВТО и Европейский союз. Принципиально важно, что мы не стремимся сделать наше общее экономическое пространство изолированным от внешнего мира островком, а, напротив, договорились о взаимной поддержке в развитии отношений с этими объединениями. Главная задача – отстоять в отношениях с ними наши общие экономические интересы, исключить любые формы дискриминации, ущемления прав наших предприятий. В этом случае, не сомневаюсь, экономика стран “четверки” только выиграет от более широкой экономической интеграции, а наличие действенной взаимной поддержки поможет решить связанные с этим проблемы.


Важной темой, обсуждавшейся на конференции, посвященной созданию единого экономического пространства, было развитие национальных правовых систем, необходимое для обеспечения “совместимости национальных экономик”. В рамках СНГ предпринимались определенные усилия для унификации нормативно-правовой базы стран-участников. Однако значительные различия в регулирующих экономику нормах все же накопились.


Эксперты уже согласовали 56 основных документов, которые необходимо разработать в первую очередь. Они затрагивают такие разнообразные, но очень важные для предприятий темы, как применение стандартов, ведение бухгалтерского учета, регулирование конкуренции на рынках и многие другие. То есть работа парламентов по развитию интеграции с ратификацией Соглашения не завершится, а, можно сказать, только начнется по-настоящему.


Что ж, это именно тот случай, когда масштаб и сложность задач не пугают, а радуют. Потому что каждый разработанный и согласованный между четырьмя государствами документ делает наши народы ближе, помогает восстановлению, развитию и обновлению наших экономик, решению социальных вопросов, повышению уровня и качества жизни наших людей. Может ли быть дело более важное?

Сергей МИРОНОВ, Председатель Совета Федерации


Источник: ("Российская газета" (Москва).-22.04.2004.-№084.-с.9)