Надо шевелиться

20 апреля 2002

Все мы стали свидетелями выступления президента РФ перед Федеральным собранием. Так как была прямая трансляция, можно сказать, что президент обращался к народу. И мне показалось, что президент сделал доселе невозможное: он пересек две параллельные и до сих пор не пересекавшиеся линии – власть и народ. Причем сделал это через свое сердце. Это первое. Я не случайно говорю с таким пафосом, потому что сказанное президентом, направлено на то, чтобы преодолеть пресловутую пропасть между народом и властью. Те направления движения нашей страны, которые были отмечены в послании президента, как раз этому и способствуют.


Второе наблюдение – жесткий прагматизм послания. Мы живем в тех политических и социально-экономических условиях, что имеем. Мы живем в той стране, которая у нас есть в настоящее время, и другой страны у нас нет. Мы входим в новое тысячелетие в условиях жесткой конкуренции. И это слово президент не случайно повторил несколько раз. Это конкуренция на международной арене, это конкуренция на экономическом поле, это конкуренция внутри страны.


Я считаю правильным подходом заявление о необходимости реформировать госаппарат, при том, что у нас бюрократии даже меньше, чем во многих других странах. Но то, как работает чиновник, как он обеспечивает защиту государственных интересов (а фактически Путин говорил, что этой защиты как раз и не видно), это никуда не годится, и здесь просматривается одно из основных направлений будущей деятельности президента и правительства. Это не значит, что предстоят перестановки в правительстве. Конструктивная критика для того и нужна, чтобы люди поменяли стиль работы. Вся работа госчиновника должна быть направлена на то, чтобы люди жили лучше.


Все наверняка обратили внимание на слова президента, что необходим закон, в котором содержался бы перечень той информации, которая должна быть доступна для каждого гражданина России. И кстати, в качестве первой реакции на послание я только что направил Михаилу Касьянову письмо, где предлагаю сформировать рабочую группу из представителей СФ, Госдумы и правительства по разработке данного законопроекта.


Когда президент говорил о местном самоуправлении (оно у нас не входит в систему государственной власти), он ставил задачи и власти на местах, которая ближе всего к народу. И сути ее отвечают слова о том, что местное самоуправление – это фактически контроль общественности за властью.


Но решать те проблемы, которые стоят перед нашими коллегами в органах местного самоуправления, должен федеральный законодатель, который в большом долгу перед ними и которому послание как бы говорит, что есть над чем поработать в этом направлении.


Возвращаясь к конкуренции, стоит вспомнить слова президента, что нас никто нигде не ждет и с распростертыми объятиями нас никто нигде не встречает. Я имею в виду любые наши внешнеполитические или внешнеэкономические инициативы. У каждой страны есть свои интересы, и мы должны завоевывать свое место под солнцем, мы прагматично должны отстаивать свои интересы, интересы россиян.


Слова о бедственном положении наших граждан (названа цифра – 40 млн россиян живет в бедности) доказывают: на этом фоне попытка правительства прогнозировать в среднесрочном плане рост на 3, 5% ВВП – это путь в никуда. Кстати, президент говорил об этом и раньше, на встрече с правительством. Я думаю, что это правильно. Если мы хотим действительно вырваться вперед, то нужно масштабнее и, цитируя президента, амбициознее строить свои планы и работать в этом направлении.


Вернусь к тому, с чего начал. Я думаю, что, слушая президента, все увидели: президент понимает, в каком положении находится сегодня страна, и понимает, что “надо шевелиться, а не сидеть сложа руки”. И нужно ставить перед собой стратегические задачи. Все послание пронизано мыслями о стратегическом прорыве, не о сиюминутных проблемах, не о том, что нужно сделать к выборам. Стратегия развития страны и общества была четко продемонстрирована.


Для россиян, которые сидели у экранов телевизоров, президент не сказал практически ничего нового, вот для нас, для законодателей, он обозначил четкие векторы работы, а граждане и так все это знают, они говорят об этом у себя на кухне. Но сегодня они услышали об этом от президента. Потому-то я и утверждаю, что президент “пересек власть и народ” через свое сердце.


Источник: ("Время МН" (Москва).-20.04.2002.-№071.-с.2)