Выборы любыми средствами - это не выборы

2 февраля 2001

Любые выборы – состязательный процесс, в котором сталкивается множество интересов.


Естественно, каждый из кандидатов стремится использовать все возможности, предоставленные действующим законодательством. Они анализируют нормативные акты, приглашают высококвалифицированных юристов, следят за действиями конкурента. Ведь в случае нарушения соответствующих норм появляется возможность отмены регистрации такого кандидата, решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатов выборов.

Подобная борьба порождает немало споров юридического характера и многочисленные обращения в суд. Поэтому законодатели должны серьезно подойти к разработке технически выверенного и юридически безупречного закона. Кроме того, разработка и принятие закона о выборах – определенный компромисс будущих участников избирательного процесса. Не секрет, что “хороший” закон может обеспечить победу определенному кандидату.

Действующий закон Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга” был принят еще в 1996 году. В 1997 году на федеральном уровне начал действовать закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации”, а в 1999 году он подвергся значительным изменениям. В результате ряд положений Закона Санкт-Петербурга вступили в противоречие с Федеральным законом.

Так, в Законе Санкт-Петербурга содержится правило, согласно которому депутатом Законодательного собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста и проживающий в Санкт-Петербурге не менее одного года до дня выборов. Вместе с тем Федеральный закон запрещает субъектам РФ устанавливать продолжительность и срок постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта РФ.

Еще одно несоответствие Закона Санкт-Петербурга федеральному законодательству можно обнаружить в нормах, регламентирующих порядок проверки подписных листов.

По действующему в Санкт-Петербурге Закону в случае обнаружения при проверке подписных листов недействительных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных (а проверке подлежат 10 процентов представленных подписей избирателей) производится дополнительная проверка еще 20 процентов подписей. В случае обнаружения при вторичной проверке более 20 процентов недействительных подписей в регистрации кандидату в депутаты ЗС отказывается.

Федеральный же закон установил норму, согласно которой проверке подлежит не менее 20 процентов представленных подписей избирателей (а не 10 процентов, как в действующем Законе Санкт-Петербурга). При этом предельное количество недостоверных подписей, при котором избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, не может быть менее 10 и более 20 процентов от количества проверенных подписей (сейчас в Санкт-Петербурге -30 процентов).

Противоречия с федеральным законодательством также можно обнаружить в нормах Закона Санкт-Петербурга, посвященных составлению списка избирателей, выдвижению кандидатов, предвыборной агитации в средствах массовой информации, ряде иных норм. На сегодняшний день в Законодательном собрании подготовлены уже два проекта закона Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга”. Еще один проект закона внесен губернатором.

Согласно пункту 6 статьи 20 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, предусмотренных законами разных уровней.

На основании федеральной нормы в текст законопроекта, внесенного губернатором, включено правило о возможности образования, в порядке исключения, избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях.

Подобная норма может быть целесообразна при выборах депутатов ЗС Ленинградской области, на территории которой действительно немало воинских частей, расположенных в удаленных местах. В Санкт-Петербурге избирательные участки в воинских частях – идея спорная. Тем более что именно там чаще всего происходят злоупотребления. Проекты законов, разработанные в Законодательном собрании, предлагают военнослужащим голосовать на общих избирательных участках.

Иной подход в проектах законов, разработанных в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, и к условиям регистрации кандидатов. Указанные законопроекты в отличие от проекта, внесенного губернатором, предусматривают возможность регистрации кандидата на основании избирательного залога.

Если кандидат не уверен, что сможет собрать необходимое количество подписей, он вправе внести избирательный залог и быть зарегистрированным, а не тратить свои силы и время на сбор подписей “любыми средствами”. Пропадает и повод для подозрений в недостоверности подписей конкурентов.

Еще одно различие двух проектов. Документ ЗС запрещает проведение досрочного голосования. Это вынужденная мера, поскольку именно при досрочном голосовании всегда появляется масса нарушений. Речь в данном случае идет в основном о подкупе избирателей.

Кроме того, по мысли депутатов, голосование должно проводиться в один тур, что позволит сэкономить бюджетные средства. Но между двумя проектами, подготовленными в стенах Законодательного собрания, есть и различия. Их мы обнаруживаем и в вопросе о максимальных суммах перечислений в избирательный фонд кандидата. Максимальная сумма, вносимая в избирательный фонд из собственных средств кандидата, установленная в одном из проектов, соответствует 50 минимальным размерам оплаты труда.

Сумма не должна быть слишком большой, чтобы под видом собственных средств кандидата не вносились деньги посторонних лиц.

Но непонятно, почему кандидат обязан ограничиться столь незначительной суммой, как 50 МРОТ. Если гражданин накопил для участия в выборах определенную сумму денег, он должен иметь право использовать ее на свою предвыборную кампанию. В другом проекте, разработанном в Законодательном собрании, предлагается увеличить максимальную сумму до 200 МРОТ.

Сергей Миронов


Источник: ("Невское время" (Санкт-Петербург).- 02.02.2001.- №020.- с.3)