Выступление на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ при обсуждении ФЗ "О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов" 20 марта 2014 года (г. Москва)

20 марта 2014

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ”, безусловно, поддержит и ратификацию международного договора между Республикой Крым и Российской Федерацией, и Федеральный Конституционный закон о вхождении в состав России нового субъекта Российской Федерации – Республики Крым и нового субъекта Федерации – города федерального значения Севастополя.


Сегодня, уважаемые коллеги, мы с вами завершаем здесь, в стенах Государственной Думы, юридические процедуры принятия в состав России двух новых субъектов Российской Федерации. У нас с вами правомерность этой процедуры не вызывает никакого сомнения. И здесь, с этой трибуны уже действительно несколько раз говорилось о редком для нашей палаты единодушии. И это, конечно же, неслучайно, потому что действительно сегодняшний день, как и день вчерашний, и позавчерашний, когда были приняты такие важные решения, это – исторические дни.


И я хочу внести предложение. Может быть, нам подумать и внести в закон о праздничных днях, о памятных днях новую дату 18 марта – исторический день воссоединения Крыма и Российской Федерации. В нашем Федеральном Конституционном законе говорится, что именно дата подписания договора и является той датой, когда в составе России появились два новых субъекта Российской Федерации. Я думаю, что такая законодательная инициатива может быть внесена и поддержана всеми фракциями Государственной Думы.


Сегодня, уважаемые коллеги, многие резонеры, поборники международного права говорят о якобы попрании норм международного права. Сегодня очень веско и четко уже об этом говорил министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, я не буду повторяться, потому что пресловутые двойные стандарты ещё как работают. И более того, очень явно сейчас демонстрируют реальные намерения и реальные заботы тех, кто якобы заботится о нормах международного права. Мы должны с вами чётко осознавать, та оголтелая кампания, информационная война, информационная эскалация, безусловно, завершится. А решение народов Крыма о возвращении в Россию – сохранится навсегда. И это действительно историческое решение народов Крыма и единодушное историческое решение всего многонационального народа России, полностью обеих палат Федерального Собрания и всего нашего многонационального народа.


Сегодня Соединённые Штаты Америки и Евросоюз говорят, что они никогда не признают результаты референдума от 16 марта в Крыму. Мы с вами знаем такие народные мудрости: “никогда не говори никогда”, “поживём – увидим”. Но сегодня они говорят, что не признают независимость Крыма и, значит, они и не признают вхождение двух новых субъектов в Российскую Федерацию.


Но хочу напомнить уважаемым господам, знатокам международного права, что ещё в 1936 году в резолюции, принятой на Брюссельской сессии, Институт международного права подчеркнул: “Признание имеет декларативную силу. Существование нового государства со всеми юридическими последствиями, связанными с ними, не нарушается вследствие отказов, признаний со стороны одного или нескольких государств”. Конец цитаты.


В настоящее время принцип права народов на самоопределение – один из императивных принципов международного права, его уважение другими государствами признаётся обязательством erga omnes, то есть в переводе с латинского “относительно всех”, о чём свидетельствует практика Международного суда Организации Объединённых Наций. Что касается его реализации, то история показывает, что никаких общепризнанных международных норм в части реализации права нации на самоопределение просто не существует. Всегда все решается в зависимости от исхода конкретной политической или в иных случаях и вооружённой борьбы.


И здесь более чем уместно напомнить, что именно без одного выстрела, без каких-либо эксцессов, которые мы видели в Киеве, блестяще прошел референдум в Крыму. Международный суд Организации Объединённых Наций на основе пункта 2 статьи 1 Устава Организации Объединенных Наций в своём консультативном заключении по Косово от 22 июля 2010 года отметил следующее, цитирую: “Никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности”. И ещё: “общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости”.


Как же так, господа? Почему-то, когда речь шла о Косово, говорилось, что это некое уникальное явление. А разве Крым, который был несколько столетий в составе России, по очень сомнительным основаниям – по решению Указа Президиума Верховного Совета РСФСР (хотя по Конституции 1936 года это должно было быть произведено на основании постановления Верховного Совета СССР) был передан в состав Украины, это не уникальность ситуации, и с точки зрения международного права, и с точки зрения реалий сегодняшнего дня и дней прошедших? Нет, этого господа на Западе не видят.


Безусловно, каждый народ имеет право на самоопределение, прежде всего, в рамках существующего государства. Со своей стороны, на государстве всегда лежит обязанность содействовать такому самоопределению в максимально возможной степени. Однако если государство вместо этого стремится ограничить или даже подавить осуществление народом своего права на политическую, культурную, языковую и иную автономию. Если в силу каких-либо объективных причин, например, попытки применения силы, недоговороспособности центральных властей, национальной угрозы, культурной самобытности и многого другого, такое самоопределение уже невозможно в рамках прежнего государства или отсутствуют его реальные перспективы, народ имеет право самостоятельно определить свой политический статус, а другие государства обязаны такой выбор уважать.


Уважаемые коллеги, ратифицируя сегодня соответствующие договоры и принимая Федеральный Конституционный закон, мы говорим: нам не нужны никакие посреднические и контрольные миссии международных организаций, Крым и Севастополь – составные части Российской Федерации. Права граждан России, проживающих на этих территориях, гарантируются отныне Российской Федерацией и Конституцией Российской Федерации. Мы строго следуем нормам международного права, и мы будем открыты в будущем для диалога с легитимной, законно избранной властью Украины.


Дорогие товарищи, народ Крыма сделал свой выбор, который международное сообщество просто не имеет права не учитывать. Причина такого выбора очевидна – 23 года под флагом Украины Киев не только не слышал голос крымчан, наоборот, он сознательно навязывал жителям Крыма украинизацию, методично урезал права автономии.


Подавляющее большинство жителей Крыма и абсолютное большинство граждан Российской Федерации поддерживают воссоединение Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. И, безусловно, уважаемые коллеги, мы единогласно поддержим сегодня такое решение.


И в завершение я хотел бы сказать ещё вот о чём. Мы уже знаем, что решением Президента начинается строительство моста через Керченский пролив. Давайте вспомним опыт народных строек. Давайте вспомним, как возводился Храм Христа Спасителя. Давайте вспомним опыт Великой Отечественной войны, когда был создан специальный Фонд обороны, в который люди сдавали свои кровные деньги, интеллигенция – гонорары за музыкальные, художественные произведения, колхозники – за дополнительные “оборонные” гектары.


И, может быть, всем фракциям выступить с инициативой – создать специальный фонд для этой цели. Да, мы выделим бюджетные деньги. Но, наверное, будет символично, если в строительство этого моста, который символизирует новые духовные скрепы, который объединит всё наше российское пространство, будут вложены средства и этого Фонда. Тогда это будет действительно народная стройка.


Давайте поможем Крыму – построим мост!