Выступление на Московским Экономическим Форуме - секции Евразийской Кооперации 13 февраля 2014 года (г. Москва)

13 февраля 2014

Уважаемые коллеги! Уважаемый Константин Анатольевич (Бабкин, модератор мероприятия – Прим.)! Тема, которую предложено обсудить, конечно, очень важна и более чем актуальна.


Созидательный потенциал Евразийского Экономического Союза, конечно же, невозможно переоценить. И мы с вами прекрасно понимаем, что если мы говорим об интеграции, об интеграционных процессах, то, что мы начали с Таможенного Союза, что нам видится как некое позитивное будущее Евразийского Экономического Союза, – это то, что ожидается не только нами, но и нашими партнерами. Более того, это как раз является продолжением той самой политики полицентризма в мировом масштабе, последовательно этой политики всегда придерживается Россия. И я уверен, что эти интеграционные процессы объективно служат не только целям лучшей взаимной конкуренции, глобальной экономике, но и целям политическим.


И здесь я хотел бы обратить ваше внимание на дискуссию о возможности или необходимости создания многонациональных органов. Кого-то это пугает, кого-то настораживает. Я думаю, что это неизбежно. Я являюсь профессиональным парламентарием, и мне представляется, что совершенно очевидно по аналогии с существующей межпарламентской ассамблей СНГ можно и нужно говорить о парламентской составляющей Евразийского сообщества. На начальном этапе ядром этого сообщества, конечно, является Таможенный Союз.


Во вступительном слове Константин Анатольевич сказал о том, что, может быть, тематика сегодняшней сессии продиктована болью и тревогой по поводу того, что происходит в братской Украине. Конечно, мы и ожидали, и ожидаем подключения Украины с ее крупнейшей экономикой на постсоветском пространстве, крупнейшим после России процессом интеграции. Но сегодня у них, увы, и другие задачи, и, к сожалению, другие проблемы. Пожелаем им успешного преодоления этих проблем.


Но тем не менее нужно перебрасывать мостик в будущее и смотреть, что же нас ждет впереди. И как раз перед лицом происходящего на Украине, мы ни в коей мере не должны отказываться от наших амбициозных планов по созданию Евразийского Союза как полноценного интеграционного объединения. Причем здесь я бы подчеркнул, что опасения насчет того, что это некая попытка России себе кого-то подчинить, где-то доминировать, конечно, являются абсолютно беспочвенными. Потому что только объединяя усилия, только создавая мощную общеконкурентную площадку и конкурентную защиту в общемировом экономическом понимании, мы сможем не только выстоять, но и достигнуть определенных успехов.


Всего за два года работы Таможенного Союза мы видим, что почти удвоился объем взаимной торговли. А вот есть интересный прогноз: в перспективе ожидается, что объединение рынков даст практически 15-процентный рост внутреннего валового продукта. Ну, как говорится в таких случаях, дай-то Бог.


Формирование многонациональных органов, о которых я уже говорил, вовсе не означает отказ от суверенитета, либо какое-то его ущемление. Это подчеркивает опыт, который, безусловно, нужно учитывать Европейскому Союзу. И надо понимать, что эти многонациональные архитектуры интеграции в рамках многонациональных органов требуют от всех участников большой ответственности, координации и, безусловно, прозрачности действий.


И вместе с тем сегодня нам необходимо улучшение качества межгосударственного управления. Не должно быть необдуманного расширения Евразийского Союза в погоне за количеством увеличения. Как бы ни хотелось нам этого скорее, мы должны извлекать уроки, в том числе, из тех проблем и трудностей, с которыми столкнулся Евросоюз.


Мы видим, к чему привело общественное поручение включения Евросоюза в страны Восточной Европы. Мы видим, с какими проблемами сегодня они сталкиваются. И в тоже время необходимо посылать ясный и четкий сигнал другим странам – нашим партнерам, которые присматриваются к проекту Евразийского Экономического Союза, что двери, безусловно, открыты и будут открыты всегда.


И я лично считаю, мои коллеги считают, что нужна равноскоростная, многоуровневая модель интеграции на основании четких критериев, правил и процедур. Надеюсь, что в конечном итоге мы таким путем и пойдем. И, как я уже сказал, думая о многонациональных органах прежде всего, можно, и это логично, думать о некоем объединении наших парламентских структур.


Спасибо за внимание.