Выступление на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ 23 января 2013 года (г. Москва)

23 января 2013

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я буду говорить о вечном, буду говорить о русской литературе. Прежде всего, я хочу напомнить известное высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва: “Наша великая литература, говорил он, это – совесть общества и его душа”.


Мы с вами помним, что в недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России говорил о дефиците духовных скреп в нашем обществе. И он говорил, что очень важна воспитательная роль школы, которая крайне ослабла в последние годы. По-хорошему, в свете положений Послания Президента, конечно, нам бы нужно вернуться к закону “Об образовании”, который был очень поспешно принят, и пересмотреть многие его положения, потому что концепция этого закона развёрнута совершенно в другую сторону, в сторону образования как сферы услуг. В числе важнейших школьных предметов, подчеркну, именно отдельных самостоятельных предметов, конечно, должна быть русская литература. Кстати, в том же Послании Президент назвал её в ряду важнейших школьных дисциплин, формирующих личность граждан.


Но жизнь преподносит такие факты, которые заставляют вспоминать другие цитаты, в частности, известные высказывания и цитаты из знаменитых дневников Достоевского, из его романа “Бесы”: “Сапоги выше Пушкина”;, так говорили герои в “Бесах”, утилитарно подходя к вопросу о соотношении литературы и словесности и жизненных потребностей. Как же без сапог выйти на улицу? А Пушкин и вся русская словесность – это всё можно послать куда подальше. Какие литературные аллюзии, уважаемые коллеги, возникли у меня после ознакомления вот с этой брошюрой? Называется она “Примерная программа среднего и полного общего образования. Русский язык и литература для 10-11-х классов”. Мы имеем дело с первой апробацией тех самых Федеральных государственных образовательных стандартов, о которых мы с вами много спорили. Мы помним, что эти Федеральные стандарты были утверждены уже на исходе министерского срока господина Фурсенко, а уже в Минюсте зарегистрированы при новом Министре господине Ливанове.


Вот по таким книжицам будут учить наших детей и внуков с 1 сентября 2013 года сначала в “пилотных” школах, а с 2020 года во всех школах Российской Федерации. (Кстати, задумаемся, каким образом может быть программа по литературе примерно ориентировочной). Ведь именно Министерство образования и науки через формализованный ЕГЭ подводит нас к тому, чтобы наши дети, их проверка знаний оценивалась таким образом. Именно в силу этого все преподаватели русского языка и литературы с нетерпением ждали вот такой методички и вот, наконец, они “дождались”. Напомню, что в первом варианте Федеральных государственных образовательных стандартов было предложено оставить только три обязательных предмета: ОБЖ, физкультуру и предмет “Россия в мире”. Масса возмущения общественности привела к тому, что сейчас там девять обязательных предметов и, в частности, появился такой монстр, с точки зрения здравого смысла, как “русский язык и литература”.


При этом напомню, что в том же ЕГЭ, противниками которого мы являемся, тем не менее, отдельно сдаётся экзамен по русскому языку как обязательный и отдельно по литературе как необязательный, а предмет именно такой – “русский язык и литература”. При этом часы на этот предмет сокращены для школьников старших классов на треть – с 210 до 140 часов. Совершенно очевидно, что преподаватели будут вынуждены и эти часы сокращать, чтобы натаскивать школьников на сдачу ЕГЭ по русскому языку, опять же в ущерб русской литературе. Вызывает удивление, что ни в самих стандартах, ни в специальных разъяснениях Министерства образования нет обязательного перечня литературы, необходимой и обязательной для прочтения и изучения старшими классами в школах.


Но теперь у нас есть с вами возможность посмотреть, что же рекомендует нам Российская академия образования. В примерной программе, в этой именно методичке, мы с вами не увидим таких писателей, как Куприн, Лесков, Алексей Толстой. Шолоховский “Тихий Дон” будут изучать по отдельным избранным главам. Школьники никогда не прочитают “Медного всадника” Пушкина, гоголевских “Петербургских повестей”, “Даму с собачкой” и “Человека в футляре” Чехова. Но особенно безжалостны авторы этой методички к литературе и поэзии второй половины XX века. По их понятиям нашей молодёжи абсолютно не нужны ни Довлатов, ни Конецкий, ни Астафьев, ни Высоцкий, ни Ахмадулина, ни Окуджава – ничего этого нет. Причём нет не только в базовом курсе, но даже в углублённом курсе для специальных литературных гимназий. Но зато есть модный Пелевин и Маканин.


Я с этой трибуны не собираюсь высказывать оценку, у каждого свой вкус. Но мы же с вами знаем, как много там ненормативной лексики, порнографических сцен, так называемых наркотических опытов и многого-многого другого. И уж, по крайней мере, это абсолютно не те книги, которые должны быть обязательны для школьной программы. Для полноты картины упомяну, что авторы этой методички включили в обязательный список рассказы малоизвестного литератора (я, честно говоря, впервые услышал эту фамилию) Асара Эппеля. В одном из рассказов речь идёт о том, как дети наблюдают, приношу извинения, за случкой кроликов. При этом герои этого рассказа называют вещи своими словами, матом, теми словами, которые обычно только на заборах можно увидеть. Как словеснику-преподавателю сеять разумное, доброе, вечное, опираясь на подобную пошлятину.


Уважаемые коллеги, кто-то скажет: “Ну что придираетесь, первый блин комом, всё это исправят”. Если бы исправили! Мы же понимаем, что здесь главный принцип – принцип экономизма, который овладел, видимо, и министром, и его подчинёнными. Потому что намного “интереснее” заниматься нормативно-подушевыми принципами, проблемами слияния и объединения школ и вузов, критериями неэффективности вузов, чем формировать личность, воспитывать гражданина и патриота. “Сапоги выше Пушкина” – этот утилитарный принцип действует и сегодня.


Ключевой автор этой брошюры – профессор Ланин, завлабораторией литературного образования Института содержания методов образования Российской академии образования, член Учёного совета товарищества выпускников института Кеннана, стипендиат научного центра в Вашингтоне, в своей страничке в сети facebook – друг посла Соединённых Штатов Америки в России Майкла Макфола. Данная программа – это не идеологическая диверсия Америки против наших школьников, скорее, это результат абсолютного равнодушия господина Ланина к русской литературе и культуре. Ну и, кстати, приведу цитату этого господина из его интервью “Голосу Америки” в 2011 году. Цитата: “В большинстве школ один компьютер. К счастью, он стоит не в кабинете директора, а в библиотеке, и дети могут пользоваться. Но на второй компьютер денег нет, а на экскурсии по полям сражений Второй мировой войны (обратите внимание, не Великой Отечественной, а Второй мировой войны) и на археологические раскопки останков участников войны деньги есть. Но спустя 70 лет это – не самая актуальная вещь для воспитания детей”. Как говорится, без комментариев.


Ну, здесь мы вспомним и инициативы Министра образования господина Ливанова о том, что неэффективными являются Российский государственный гуманитарный университет, Литературный институт имени Горького и многие другие ведущие гуманитарные институты. Молодых недальновидных политиков мы уже видим, потому что в ВУЗах уже иногда приходится вводить специальный курс “Русский язык и культура речи”, чтобы как-то восполнить пробелы в образовании и в культуре речи, и в знании литературы у бывших школьников, нынешних студентов.


Мы давно потеряли статус самой читающей страны. Не буду приводить печальные цифры. Я не буду приводить многие другие цитаты, но вот, на что я хотел бы особое внимание обратить, уважаемые коллеги. Дело в том, что то, что творит новый министр образования, хотя уже скоро будет год как он министр, мне представляется, настоящим вредительством. Если мы вспомним слова Президента о духовных скрепах, то так и видится господин Ливанов с топором в руках, который рубит эти скрепы, рубит, что есть силы. И мне представляется, что нам эту “ливановщину” нужно кончать. Я ещё раз напоминаю: принципиальная позиция нашей партии, нашей фракции – требование немедленной отставки господина Ливанова. Хватит махать топором невежества и непрофессионализма.


Уважаемые коллеги, я выступаю сегодня не как представитель партии СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, а с общегражданской позиции. И, завершая своё выступление, я хочу призвать всех депутатов Государственной Думы, вне зависимости от фракций, с тем, чтобы мы возвысили голос ради нашей русской литературы, возвысили голос в защиту филологического образования, в защиту гуманитарного знания. Именно это и будет истинной борьбой за настоящий патриотизм, за укрепление настоящих духовных скреп нашего общества. Уважаемые коллеги, я прошу и предлагаю профильному Комитету заняться этим вопросом. Вероятно, необходимо провести парламентские слушания, потому что, если не мы, то кто положит конец вот этой гадости?! Другого слова я сказать не могу. Спасибо за внимание.