Выступление на брифинге для парламентских журналистов 10 сентября 2012 года (г. Москва)

10 сентября 2012

Только что закончила работать Комиссия, которая рассматривала вопрос по Геннадию Гудкову. За то, чтобы вынести вопрос на пленарном заседании и лишить депутата ГД члена фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Геннадия Владимировича Гудкова депутатского мандата, проголосовали: восемь – “за”, пять – “против”, один воздержался. Позиция нашей фракции очень простая: это политическая расправа, это неправовое решение, это не конституционное решение.

Сегодня на заседании Совета Думы, когда вопрос не был поставлен в повестку дня, и никто об этом ничего не говорил, в конце заседания Думы я поставил два вопроса перед Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным. Первый вопрос: коль скоро сегодня должно было быть заседание Комиссии (когда был Совет Думы Комиссия еще не начала работу) и я, к сожалению, не сомневался в итогах работы этой Комиссии, потому что решение предопределено. “Единой России” приказали наказать Гудкова и они это приказание выполняют, кто бы что ни говорил. Поэтому я спросил, может, имеет смысл заранее поговорить о процедуре, потому что в Регламенте нет ничего о том, каким образом происходит лишение мандата депутата, избранного всенародно.


Я напоминаю, что за депутата Гудкова проголосовало 200 тысяч избирателей города Москвы. Так вот, усилиями двух фракций, “Единая Россия” и “ЛДПР”, его хотят лишить мандата. Процедура не прописана. И, естественно, я поинтересовался, не считает ли председатель ГД возможным и целесообразным заранее прописать регламент этой самой процедуры. Второе мое предложение было – подготовить обращение от имени Государственной Думы в Конституционный суд, с тем чтобы наш высший судебный орган рассмотрел правомочность постановки вопроса и лишения мандата, еще раз подчеркну, всенародно избранного депутата. 


В ответ Сергей Евгеньевич сказал, что после того, как Комиссия примет то или иное решение, они доложат решение Председателю Государственной Думы, и Председатель вынесет этот вопрос на ближайший Совет Думы. Мы ожидали, что все это будет происходить послезавтра, 12 числа. Сегодня можно пока говорить, что это судилище будет организовано “Единой Россией” в пятницу. В четверг – плановое заседание Совета Думы и, видимо, на этом заседании Совета Думы будут рассматриваться эти вопросы. Я вновь поставлю и приложения и требования направить именно от Государственной Думы официальное обращение и запрос в Конституционный суд, и до поучения ответа, вердикта юридического от Конституционного суда никаких решений в Государственной Думе не принимать. Это наше предложение. Как поведут себя господа-“единороссы”, мы с вами узнаем в четверг. И в пятницу, вероятно, будем наблюдать и участвовать, протестуя и сопротивляясь в этом судилище, в политическом преследовании, которое организует “Единая Россия” в отношении депутата Гудкова.


Говорят, что появились новые данные Следственного Комитета. Я их пока не видел, потому что все, что было до сих пор, делится на две вещи.  Первая вещь – якобы имел факт лоббирования депутатом Гудковым интересов коммерческих структур, к которым он якобы имеет отношение (речь идет о письмах в Генпрокуратуру и прокуратуру Москвы в мае этого года). Если этот факт подтвердится, а подтвердить такой факт и дать ему оценку должен, с нашей точки зрения, только суд,  отнюдь не Комиссия и тем более не депутаты противоборствующей фракции. 


Так вот, если этот факт будет подтвержден, то за лоббирование у нас нет в статье четвертой федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы” такой нормы, что за лоббирование лишаются депутатского мандата. Лишаются – за участие в управлении коммерческой структурой, за получение  вознаграждение либо коммерческой структурой, либо за иную, не предусмотренную законом деятельность, кроме творческой и научно-образовательной.


Эти факты, которые на сегодняшний день имеют место, никак не могут служить основанием для лишения депутата мандата. А те факты, которые были приведены Генеральной Прокуратурой в предыдущей справке и документе Следственного Комитета, относятся к периоду, когда Геннадий Гудков был депутатом пятого созыва. 2008, 2009, 2010 годы. Естественно, никакого отношения к депутату шестого созыва Геннадию Гудкову те факты не имели места. Еще раз хочу сказать, что пока не видел, что за новые документы прислал Следственный Комитет.


Говорят, есть подтверждения, что якобы Геннадий Гудков занимался коммерческой деятельностью уже в этом созыве, опять же – это мнение Прокуратуры, это мнение, допустим, Следственного Комитета. У нас есть 46 статья Конституции РФ, где черным по белому написано: “Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на защиту своих прав и свобод”. Но почему-то депутаты Государственной Думы лишают такой возможности – защищать свои права и, в том числе, защищать голоса избирателей, которые за него проголосовали. Все это дает нам основания считать, как минимум, что эта процедура не регулируема законом, нет абсолютно прописанной законом ни процедуры, ни порядка, нет оснований. Потому, что все основания, с нашей точки зрения, которые приводят в конечном итоге к конституционно-правовой ответственности, к санкции в виде лишения мандата, могут быть доказаны в суде.


Чего не было и пока, насколько я понимаю, делать не собираются. Вот такая позиция.


Наша фракция вечером соберется, чтобы обсудить вопрос, который касается нашей позиции, нашей линии поведения по отношению к тому, что творит “Единая Россия” против Геннадия Гудкова. Заседание пройдет в закрытом режиме, потому что мы хотим подготовиться и выработать тактику и стратегию своих действий на ближайшие дни.


Будем решать, что мы будем делать. Я буду предлагать принять специальное заявление фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. Также я буду предлагать, не дожидаясь того или иного решения Государственной Думы, готовить заявление и обращение в Конституционный Суд, собирать подписи среди членов фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ и среди членов фракции “КПРФ”, которые, мне кажется, поддержат нас в этом.


Будем набирать 99 подписей и обращаться в Конституционный суд. Потому что, сразу говорю, это решение будет неправомочным, неправомерным, неправовым.