Выступление на тему: "Актуальные проблемы общего и высшего профессионального образования в современной России" 30 мая 2011 года (г.Санкт-Петербург)

30 мая 2011

Уважаемые коллеги!


Дорогие друзья!


Символично, что сегодня в повестке нашей работы важнейший вопрос – состояние и перспективы развития системы образования. В российских школах на прошлой неделе прозвенел последний звонок. Время подвести некоторые итоги, поставить свои оценки существующему положению дел.


Не будет преувеличением утверждение о том, что вопросы образования затрагивают интересы всего населения любой страны. От доступности и качества образования зависят перспективы успешного развития государства, рост благосостояния и успехи личной карьеры каждого человека.


Особенно актуально это утверждение для современной России. Сегодня мы видим, что проводимые Минобрнауки России так называемые “образовательные реформы”, непрерывная “модернизация” по сути своей губительны и антинародны.


Они, по сути, разрушили отечественную систему образования. Причём утрачены такие её важнейшие и неоспоримые достоинства, как всеобщность, бесплатность и доступность для всех слоев населения. Утрачено и высокое качество образования.


Взамен мы имеем сегодня фактическую платность и почти повсеместную коррупцию в образовании, начиная с детского сада и заканчивая докторантурой. Десятки тысяч детей школьного возраста неграмотны. Разрушено среднее и начальное профессиональное образование, и в результате наблюдается острейший дефицит квалифицированных рабочих. Происходит массовый выпуск специалистов-недоучек (бакалавров).


Налицо прямое обнищание честной (не берущей взяток) части педагогического корпуса. И было бы странно ожидать “инновационного вклада” от российских профессоров высшей школы, средний заработок которых составляет 12 тысяч долларов в год, против 90 тысяч, например, в Канаде.


Остановлюсь на проблеме доступности дошкольного образования. Наш уровень охвата дошкольным образованием – 60% дошкольников, – как в развивающихся странах. При этом Россия – одно из немногих государств с очень дорогой и недифференцированной оплатой за детские сады. А ведь ещё недавно всё было иначе!


Для России характерно сильное ухудшение здоровья детей за годы обучения. Отчасти это может быть связано с высокой учебной нагрузкой, которая значительно выше, чем во многих развитых странах. Отчасти – с некачественным школьным питанием.


Ещё одна проблема – финансовое расслоение школ. Фактически сегодня в России несколько систем финансирования школьного образования: гимназии, массовые школы и школы для “трудного” контингента. В депрессивных регионах подушевое финансирование школ в 2-3 раза меньше, чем, например, в Москве!


Большинство населения России не готово к платности образования. Ни психологически, ни экономически. Сегодня большинство родителей справедливо опасаются своей финансовой несостоятельности в данном вопросе. Недовольны качеством образования. Переживают за будущее своих детей.


Невольно возникает мысль, что Минобрнауки России задалось целью будоражить общество и возбуждать всеобщее недовольство. Устраивать постоянные кризисы в образовании, обесценивать качество профессиональной подготовки кадров, мастерски перекладывать свои обязанности и финансовую нагрузку на родителей.


Все специалисты и общественность обсуждают последствия перехода России к бакалавриату и магистратуре и принижения роли специалитета в высшем профессиональном образовании. Особенно плохо это отразилось на подготовке инженерного корпуса. Данную проблему признал Президент страны на совещании по вопросам подготовки специалистов с высшим образованием, состоявшемся на Мытищинском вагоностроительном объединении.


Я лично считаю “болонизацию” системы высшего образования её фактической “болванизацией”!


До сих пор все озабочены всеобщим введением ЕГЭ. Тестирование, натаскивание на схематичные ответы вместо формирования интеллекта, умения выработать собственную позицию, особенно по гуманитарным предметам, способствует “дебилизации” учащихся в общеобразовательной школе.


Много тревог порождает вопрос о государственных образовательных стандартах. Считаю, что вообще не должно быть разделения школьных предметов на обязательные, финансируемые из бюджета, и факультативные, оплачиваемые за счёт родителей. Это лукавство. Оно позволяет постепенно “проталкивать” платность общего образования. Это недопустимо! Согласно Конституции страны всё школьное образование должно быть бесплатным и качественным. Школа обязана давать возможность каждому выпускнику поступать в вуз!


Совсем недавно горячо обсуждали совершенно “дикую” идею отмены стипендий в вузах. Примеры можно продолжать.


И надо сказать, что все возникающие опасения, к сожалению, не беспочвенны. И хотя Минобрнауки постоянно публикует на своём официальном сайте и в прессе разъяснения по этим и другим “горячим” темам, ситуация остаётся неопределённой. А, главное, у Министерства сохраняются неограниченные правовые возможности реализации своих образовательных новелл.


Наша задача – разрушить монополию “чиновников от образования” на все принимаемые решения.


 Дорогие друзья!


Считаю, что огромным разрушительным потенциалом, губительным для системы образования страны, обладает разрабатываемый законопроект “Об образовании в Российской Федерации”. В своем нынешнем виде он имеет явную антисоциальную направленность. Назову лишь основные его недостатки.


1) Он узаконивает все те крайне неудачные “усовершенствования” общего и профессионального образования, о которых я говорил выше. Это ЕГЭ, платность, непродуманные образовательные стандарты, “болонизация”.


2) Отсутствует норма, устанавливающая долю расходов бюджета на образование.


3) Законопроект снижает перспективы социальной мобильности для многих социальных групп населения. В их числе бывшие солдаты-срочники, инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, погибших в горячих точках, и лиц, погибших в борьбе с терроризмом, другие льготные категории.


Вместо внеконкурсного зачисления для них предусматривается только бесплатное обучение на подготовительных курсах. Тем самым мы обрекаем многих из этих людей на бедность и отсутствие социальной перспективы!


4) Ставка делается на подушевое финансирование в качестве принципа финансирования.


5) Облегчается порядок ликвидации сельских школ. Если в действующем законодательстве для этого обязательно решение сельского схода, то в проекте это становится необязательным. А ведь от наличия школ зависит судьба сельских поселений. Без школ они быстро пустеют и исчезают с географической карты страны.


6) При этом уже сегодня законодательно снижены гарантии социальной поддержки сельских учителей. Я имею в виду отмену их права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.


7) Отсутствует норма, устанавливающая число детей в классе. Если ввести, что не более 20 человек в классе – это качество образования и не сокращение учителей.


8) Снижаются законодательные гарантии социальной защиты студентов.


Размер стипендии, установленный сегодня федеральным законом, передаётся в компетенцию Правительства России. Что упрощает возможности её отмены.


Дорогие друзья!


Общеобразовательная и высшая школа должны заниматься образованием и воспитанием наших детей.


Необходимо оградить преподавателей от выполнения несвойственных им политических функций в период избирательных компаний. Школы и вузы должны быть объявлены территориями «политической тишины».


И главное. Наше общество сильно устало от непродуманных образовательных реформ. Устали все: учащиеся, родители, преподаватели.


Убеждён, что следует как можно быстрее отказаться от губительного для российского образования курса чрезмерной либерализации государственной образовательной политики, продвигаемой Министерством образования и науки Российской Федерации. Причём вопреки желанию большинства населения и экспертного сообщества.


Требую отставки Министра образования и науки! Надеюсь, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев говорил об этом не шутки ради, как думает об этом сам Фурсенко!


Сегодня государству и обществу необходима другая стратегия развития образовательного процесса.


При этом нужен постоянный контроль и главное – участие общественности в её разработке и реализации. Надо создать для этого все необходимые правовые механизмы.


Это участие должно пронизывать всю систему образования: от каждого детского сада, школы и вуза до Министерства образования и науки. И задействованы в этом деле должны быть и родители, и экспертное сообщество, и работодатели, и заинтересованные институты гражданского общества. Ведь дело образования – это наше общее дело, это – будущее страны.


Благодарю за внимание.